В2
Волчара 2010

Нужен анализ стихотворения "Призрак" Ахматовой. Анализ стиха Призрак Ахматовой

Кристина
Кристина

Главная тема во «Встрече» , на что указывает и само название, – именно преодолеваемая разлука, встреча (а также смерть – ведь возлюбленный героини мертв. Не случайно во «Встрече» можно выстроить звуковую цепочку встреча – страшный – тьма, возможно, эти слова являются анаграммой слова смерть, которая по смыслу связана с тьмой и разлукой) . Внутреннее пространство «Встречи» как бы разделено на две части: мир, в котором находится героиня, куда она вызывает призрак, и мир смерти, куда она уходит вслед за тенью в плаще; мост же между этими двумя мирами – шаткая лесенка. Однако нельзя сказать, что мир героини полностью реален: герой впервые появляется как припев страшной песенки – олицетворяется припев, но самого героя мы не видим; интересно, что выражение …страшной песенки // Веселенький припев… звучит как оксюморон. Голуби в окне и двор в плюще – образы символичные (так же как и шаткая лесенка) , противопоставленные тьме, в которой нет ничего, а существуют они скорее всего в воображаемом мире героини, явившись по ее слову (…По слову моему – важное словосочетание, оно выделено в отдельную строку: это слова, сказанные Творцом, – как по моему велению) . Все стихотворение построено на движении: сначала герой, вызванный из небытия волей героини (…По слову моему) , приближается к ней, входит в ее мир, а затем героиня уходит за ним, неизвестно, по своей ли воле или не может противиться силе тьмы.

«Встреча» начинается со сравнения, но подлежащее, с которым должен сравниваться припев, в стихотворении отсутствует (на его месте стоит тире) . Таинственный он (герой) появляется лишь во втором предложении, после я (героини) . Зато здесь пропущены глаголы; нет их и в последнем, четвертом предложении; вместо тире должны стоять разные формы глагола идти. Глагол во «Встрече» только один – идет; но из-за пропущенных глаголов не возникает впечатления, будто действие отсутствует. Героиня «Встречи» по-разному называет героя: сначала его как бы нет (замещается припевом) , потом появляется он, приближающийся к ней, он превращается в ты (как бы становясь ближе героине; возникает даже какая-то конкретная деталь – плащ) , но затем герой опять удаляется (опять он) во тьму, куда за ним следует героиня (ситуация оказывается обратной той, что была в начале стихотворения) .

Вся «Встреча» прошита параллелизмами: Не я к нему, а он ко мне, Не он ко мне, а я к нему. В строке И двор в плюще, и ты в плаще… параллелизм полустиший скреплен еще и рифмой. Помимо этого, все стихотворение связано глаголом идет (который в большинстве случаев только подразумевается) . Средством связи служит и повторяющийся союз и: И голуби в окне, … // И двор в плюще, и ты в плаще // По слову моему (как бы привязывая героя к воображаемому героиней миру) .

Связан со смысловым измерением «Встречи» и ее ритм. Вообще стихотворение написано, как уже было сказано выше, вольным, четырехстопным и трехстопным, ямбом; но есть одна особенность: на первый взгляд кажется, что и девятая строка написана полноударным четырехстопным ямбом, однако окончание стихотворения …во тьму, // во тьму, // во тьму, написанное как бы «лесенкой» (звучащей, как эхо) , является и окончанием девятой строки: она получается одним семистопным стихом, графически поделенным. Стихотворение более неровно в начале (выделяется ритмическим курсивом образ шаткой лесенки) , далее оно словно сглаживается, делая более естественным не явление героя из мира тьмы, но уход туда более сильной в начале – ведь она вызывает героя из этой тьмы – героини (тоже по лесенке – в конце «Встречи» : торжество смерти в финале закреплено троекратным повтором) . Рифмовка в стихотворении сначала перекрестная, потом парная, седьмая строка не рифмуется с другими, но зато имеет внутреннюю рифму, восьмая, девятая строки и «лесенка» рифмуются между собой. Неожиданность рифмовок перекликается с темой шаткости, иллюзорности происходящего.

«Встреча» является завершающим стихотворением цикла Ахматовой, и это понятно. С тех пор как героиня вселяется в горниц

Похожие вопросы
помогите!!!! срочно нужен анализ стихотворения А. Ахматовой "Я и плакала и каялась".
нужен анализ стихотворения Анны Ахматовой
подскажите где можно найти сравнительный анализ двух стихов Ахматовой?
Помогите с анализом стихотворения Ахматовой "Стихи о Петербурге"??
Нужен анализ стихотворения Ахматовой "Широк и желт вечерний свет... "
помогите пожалуйста мне нужен анализ стихотворения А. Ахматовой двустишие
помогите в с анализом стихотворения Ахматовой?
анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда в тоске самоубийства"
помогите найти Анализ стихотворения «Ива» А. Ахматовой
Нужен лингвистический анализ стихотворения Ахматовой "Все мы бражники... " Для курсовой