Особенность речи положительных персонажей в "Недоросле" - изъяснение так называемым "высоким штилем". Это было особенностью классицизма - в нем положительные герои, отражавшие взгляды автора на идеал, и выражались идеально, высокопарно и неестественно.
В отличие от них персонажи отрицательные говорили обыденным языком, который почитался "низким штилем". Так было принято, и так это воспринималось тогдашними зрителями. Известно, что на первых представлениях "Недоросля" публика метала кошельки на сцену, особо одобряя Дмитриевского, игравшего Стародума.
Сегодня восприятие пьесы, естественно, изменилось. Заповедь писателя, провозглашенная впервые в России Карамзиным "пиши, как говоришь, и говори, как пишешь" получила всеобщее признание. Поэтому нынче многие реплики Митрофана или Тараса Скотинина воспринимаются как живые и правдивые, в отличие от монологов Стародума и Правдина, написанных вычурным, неживым языком.
Но такова была тогдашняя традиция.
Особенность речи положительных персонажей в "Недоросле" - изъяснение так называемым "высоким штилем". Это было особенностью классицизма - в нем положительные герои, отражавшие взгляды автора на идеал, и выражались идеально, высокопарно и неестественно.
В отличие от них персонажи отрицательные говорили обыденным языком, который почитался "низким штилем". Так было принято, и так это воспринималось тогдашними зрителями. Известно, что на первых представлениях "Недоросля" публика метала кошельки на сцену, особо одобряя Дмитриевского, игравшего Стародума.
Сегодня восприятие пьесы, естественно, изменилось. Заповедь писателя, провозглашенная впервые в России Карамзиным "пиши, как говоришь, и говори, как пишешь" получила всеобщее признание. Поэтому нынче многие реплики Митрофана или Тараса Скотинина воспринимаются как живые и правдивые, в отличие от монологов Стародума и Правдина, написанных вычурным, неживым языком.
Но такова была тогдашняя традиция.