Четыре части поэмы, обозначившие ее четыре основные темы, взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой.
Трагедия неразделенной любви становится исходным "криком", порождающим протест против искусства, строя, религии буржуазного мира.
В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви. Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной.
Трагически напряженные слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Но беда героя не в безответности чувства. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом своего замужества:
Вошла ты,
Резкая, как «Нате!» ,
Муча перчатки замш,
Сказала:
«Знаете –
я выхожу замуж» .
Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви. Потому-то поэт и негодует не на нее, а на весь буржуазно-мещанский уклад:
Эй! Господа!
Любители святотатств,
Преступлений,
Воен, -
А самое страшное
Видели –
Лицо мое,
Когда Я абсолютно спокоен?
Угроза, звучащая в этих словах, превращается в неизмеримый пожар души. Уже в этой части появляется прямое отождествление лирического "Я" с обобщенным "мы"обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-
ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре
крика "долой":
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и
тому строю, где все покупается и продается.