Сравни поэму со стихотворением и рассказом. Укажи основные признаки жанров.
Стихотворение Есть сюжет
Поэма Написано стихами
Рассказ Написано прозой
Действуют герои
Возвышенная речь
Стихотворение Есть сюжет
Поэма Написано стихами
Рассказ Написано прозой
Действуют герои
Возвышенная речь
ПОЭМА (от греч. - делаю, творю) — всякое большое многочастное или среднее по объему стихотворение. Классическая поэма представляет собой эпическое («Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте) или историко-героическое («Петр Великий» М. В. Ломоносова, «Россияда» М. М. Хераскова) произведение. От такой поэмы заметно отличаются романтические поэмы, в которых силен элемент лиризма, а по своему содержанию они ближе к жизни обыкновенной личности (поэмы А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова) . На все времена слово «поэма» сохранило оттенок торжественности. Не случайно «поэмой» названы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, А. С. Макаренко создал «Педагогическую поэму» . Во внежанровом значении включали это слово в заглавия своих произведений В. А. Луговской («Поэма о вещах») , А. А. Ахматова («Поэма без героя») , Т. К. Зульфикаров («Поэмы странствий» ) и др.
СТИХОТВОРЕНИЕ — написанное стихами произведение относительно небольшого объема, преимущественно лирического или гражданского звучания. В европейской культуре нового и новейшего времени стихотворение становится универсальным жанровым обозначением для всей лирики (отсюда появился термин «стихотворение в прозе» в значении «лирическая проза») . Это определяет особое внимание к графическому оформлению стихотворения: каждый стих печатается отдельной строкой, а каждая строфа - с отбивки.
РАССКАЗ — малый прозаический эпический жанр, имеющий значение «повествование» , «история какого-нибудь события» . В русской литературе признак объема как жанровый утвердил А. П. Чехов, у которого рассказ четко отделяется по объему от повести, хотя многие его рассказы могут охватить по сути историю целой жизни («Человек в футляре» , «Ионыч» , «Душечка» и др.) . В послечеховский период в отечественной литературе были попытки создания произведения небольшого объема с установкой на самое широкое содержание. Яркий пример тому - рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» , который нередко называют «рассказ-эпопея» . Среди выдающихся рассказчиков XX века - И. А. Бунин, М. М. Зощенко, Ю. М. Нагибин, П. С. Романов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ю. П. Казаков, И. И. Катаев, Г. В. Семенов, В. М. Шукшин, В. П. Аксенов, Е. А. Попов.. .