1. Почему лицо Раскольникова было мокрым от слез, когда читал письмо матери?
тром Раскольников получает письмо от матери, Пульхерии Александровны, из провинции, где она пишет о бедах, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме помещика Свидригайлова. Он пытался соблазнить Дуню, а его жена распустила о Дуне позорные слухи по всему городу. Чтобы поправить репутацию дочери, Пульхерия Александровна знакомит ее с Петром Петровичем Лужиным, который согласен взять девушку замуж без приданного, надеясь сделать ее зависимой от мужа. Пульхерия Александровна сообщает, что свадьба будет проходить в Санкт-Петербурге и что они с Дуней скоро приедут.
Почти с самого начала, как Раскольников начал читать письмо, лицо было мокрым от слез, но когда он закончил читать, лицо его стало бледным, и горькая ухмылка застыла на его губах. Размышляя о том, на какие жертвы идут Соня и Дуня, Раскольников еще больше укрепляется в желании убить старуху-процентщицу. Ведь благодаря полученным у нее деньгам много людей будут избавлены от страданий.
Нежный, любящий сын целует письмо матери, страдает при мысли об участи, на которую обрекает себя сестра ради его – старшего брата – спасения. Мысль Раскольникова поднимается от частных судеб Дуни, Сони Мармеладовой до всечеловеческого, универсального обобщения; по существу, это мысль и чувство в одном крике, со слезами, с отчаянием произнесенном: "О милые и несправедливые сердца!
2. Что означают слова "Он вошел к себе как приговоренный к смерти"(после подслушанного разговора Лизаветы с Мещанином )?
Усталый, измученный, случайно оказавшись на Сенной площади, он узнал, что «в восьмом часу завтра» Алена Ивановна останется одна, а ее сожительница, сводная сестра Елизавета Ивановна, уйдет из дома. После этого свою участь он почел фатально решенной: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно» . Роковые случайности вовлекают его в преступление, «точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать» . Он почувствовал себя механически подчиненным и трагически обреченным, каким-то слепым орудием судьбы. Ему показалось, «как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений» .
3. Какую часть романа можно назвать кульминацией?
Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд») . Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.