Создавая образ Князя Мышкина, Достоевский ставил целью "изобразить вполне прекрасного человека". Возможным прототипом героя (хотя бы по части внешности) мог быть граф ГА. Кушелев-Беэбородко. В черновиках Достоевский несколько раз называет Мышкина "Князь Христос". В поле его зрения во время работы над образом были Дон Кихот Сервантеса, диккенсовский Пиквик, Жан Вальжан Гюго, пушкинский "рыцарь бедный". Предшественниками Мышкина можно считать Мечтателя ("Белые ночи"), Ивана Петровича и отчасти Алешу Валковского ("Униженные и оскорбленные"), Ростанева ("Село Степанчиково и его обитатели"). Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде что-то тихое, но тяжелое. Боле падучей. Последний из древнего рода князей Мышкиных, рано осиротел, воспитывался в деревне, в детстве был боле тяжелой нервной болезнью. Прожил четыре года в швейцарском санатории. После выздоровления возвращается в Россию, о которой прочел много книг и на благо которой хочет потрудиться.
Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых.
Но чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.
Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным впечатлением, становится почти народником и славянофилом, верит в русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять западным веяниям - как атеизму и социализму, так и Антихристу, проповедуемому, по его мнению, католичеством. Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней открытое и способности к все пониманию, выдавая здесь голос самого автора.