Анастасия
Анастасия

Анализ сказки салтыкова -щедрина "дикий помещик"

1.основная тема ( о чем? )
2.Главная мысль
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки
4. Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
5. Сатирические приемы, использованные автором.
6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Александр Ким
Александр Ким

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю
писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин
скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883
по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой
деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не
каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки.
В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать
помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не
умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда
мужика. Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам
помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в
своей сказке"Дикий помещик".В ней он рассказывает о деспотичном и глупом
помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них
избавиться: "Скотина на водопой выйдет-помещек кричит: моя вода! Курица за
околицу выбредет-помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё
его стало! ".В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной
власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив
себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и
пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету"Весть"и тело имел
мягкое, белое и рассыпчатое".
Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой
сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу
вымести".Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина
жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в
кошмарах.

После того, как
его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то
сколько дней немытый хожу! ".Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость
господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает
нормальную человеческую жизнь. Барин до того одичал, что"с головы до ног
оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность
произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не
приобрёл".
Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не
вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде
только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного
помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И
завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает
гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит. "
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных
слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано","мужицкие портки"и
т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения
крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

ДФ
Денис Филатов

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках

АК
Александр Карпачев

ахуэнные ответы блеать у вас

Валера
Валера

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю
писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин
скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883
по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой
деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не
каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки.
В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать
помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не
умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда
мужика. Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам
помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в
своей сказке"Дикий помещик".В ней он рассказывает о деспотичном и глупом
помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них
избавиться: "Скотина на водопой выйдет-помещек кричит: моя вода! Курица за
околицу выбредет-помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё
его стало! ".В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной
власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив
себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и
пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету"Весть"и тело имел
мягкое, белое и рассыпчатое".
Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой
сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу
вымести".Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина
жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в
кошмарах.

После того, как
его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то
сколько дней немытый хожу! ".Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость
господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает
нормальную человеческую жизнь. Барин до того одичал, что"с головы до ног
оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность
произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не
приобрёл".
Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не
вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде
только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного
помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И
завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает
гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит. "
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных
слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано","мужицкие портки"и
т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения
крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

СН
Сима Некрашевич

Веселое путешествие от "А" до "Я"
. Сказка о глупом мышонке

АК
Александр Кондаков

«Дикий помещик» Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах. Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли. Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел. Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам. В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни. «Премудрый пескарь» Многие с детства помнят сказки Салтыкова-Щедрина, список которых не мал: «Как мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Кисель», «Коняга». Правда, понимать настоящий смысл этих историй мы начинаем, когда становимся взрослыми. Такова и сказка «Премудрый пескарь». Жил он всю жизнь и всего боялся: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Родители завещали ему: «Гляди в оба!» И решил пискарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Ничего за всю жизнь не видел и не слышал. Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после его никто не видел. Писатель смеется, что даже щука такую старую рыбу есть не станет. Пескарь в произведении назван премудрым, но это, несомненно, сатирический прием, потому как умным его назвать крайне сложно. Заключение Сказки Салтыкова-Щедрина (список их перечислен выше) стали настоящим кладезем русской литературы. Как четко и мудро описывает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями. ПодписатьсяПоделитьсяРассказатьРекоммендовать - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/229333/skazki-saltyikova-schedrina-spisok-i-analiz

Похожие вопросы
ваше мнение о сказке дикий помещик салтыкова -щедрина
Салтыков-Щедрин "Дикий помещик"
Есть вопрос. Срочно на открытый урок по литературе нужны вопросы по сказке Салтыкова-Щедрина *Дикий помещик*
что такое народ в сказке салтыкова-щедрина "дикий помещик"? Ответьте пожалуйста очень надо уже завтра сдавать!!!!
в чем смысл сказки Дикий помещик?
Анализ главного (Можно любого другого) героя сказки Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"
3. В чём смысл названия сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Сказки Салтыкова-Щедрина
анализ сказки Салтыкова- Щедрина "кисель"
Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"