МС
Максим Суворов

"Бытие и время" Хайдеггер - краткое содержание?

Дмитрий Пучков
Дмитрий Пучков

Трактат «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit)
был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой
Хайдеггера. Публикация давала возможность получить право на кресло Э.
Гуссерля в Фрайбургском университете, и успех работы гарантировал ему
назначение на этот пост. Исследование бытия ведётся Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein, «тут-бытия» ) , которое есть по-новому понятая трансцендентальная субъективность Гуссерля.
Предметом исследования является «смысл бытия вообще» . В начале «Бытия и
времени» Хайдеггер ставит вопрос: «По какому сущему должен быть
прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для
открывания бытия? » Согласно Хайдеггеру, это сущее — человек, поскольку
именно этому сущему «свойственно то, что вместе с его бытием и через его
бытие последнее ему самому открыто. Понимание бытия само есть бытийная
определенность тут-бытия. » Понимание у Хайдеггера означает открытость
тут-бытия, вследствие которой для Dasein не просто существует мир, но
оно само есть бытие-в-мире. Мир, по Хайдеггеру, не есть нечто внешнее
тут-бытию. В этом отношении Хайдеггер отчасти следует за Гуссерлем, в
феноменологии которого «мир» предстаёт как горизонт трансцендентальной
субъективности. [5]Изначальная открытость тут-бытия характеризуется как настроенность,
расположенность (Gestimmtheit, Befindlichkeit). «To, что мы
онтологически называем расположенностью, онтически есть самое обычное и
известное: настроение, настроенность» . Настроенность, по Хайдеггеру —
основной экзистенциал, или бытийная характеристика тут-бытия. Она имеет
экзистенциальную структуру проекта, который есть выражение той
специфической черты тут-бытия, что оно есть своя собственная
возможность. Истолковывая экзистенциальную структуру тут-бытия как
проект, Хайдеггер исходит из первичности эмоционально-практического
отношения человека к миру. По Хайдеггеру, бытие сущего непосредственно
открыто человеку в отнесённости к его намерениям (возможностям) , а не в
чистом незаинтересованном созерцании. Теоретическая установка производна
от понимания как изначальной открытости тут-бытия. В частности, по
Хайдеггеру, экзистенциальное понимание является истоком гуссерлева
«созерцания феноменов» . [6]

В книге исследование ведется через освещение таких тем, как
смертность, тревога (не в обычном, а в экзистенциальном смысле) ,
временность и историчность. Хайдеггером намечалась вторая часть книги,
смысл которой состоял в «деструкции» (Destruktion) истории философии, но
он не претворил в жизнь свои намерения.

Похожие вопросы
в какой модели бытия бытия пространство и время мыслятся ка структуры реальности
Россия в 20 веке .Краткое содержание. Краткое содержание
Если бы у Бога была жена, она была бы больше Бога... Может её подразумевает Хайдеггер под понятием бытие?
краткое содержание а. рыбаков бронзовая птица краткое содержание
говорит Хайдеггер, мол бытие оно и есть.. а вопросов больше?
Ихэтуаньское восстание краткое содержание
Расскажите пожалуйста кратко про философа ХХ века, Мартина Хайдеггера.
9. Согласно М. Хайдеггеру, основным модусом бытия человека в мире является
Краткое содержание Донки Хот. Краткое содержание (строк 5)
Катаев "Время, вперёд! ". Краткое содержание.