Вопрос от… «…Быть может, я сплю? Но где же конец/ Чудовищным этим снам?... » Г. Гейне
Ассоциации в любом жанре искусства.
Ассоциации в любом жанре искусства.
Сальвадор Дали
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Одето тело бликами лета.
Брошены взгляды и междометья. .
Плато равнины, лоно Галины
На фоне неба или картины.
Полет пчелы до чего печален. .
Момент меж раз- и о-чарованьем.
Момент все длится, все ближе жало,
Но мастер вышел - и тут все встало.
Лишь штык и жуть из моих кошмаров
Все продолжают грозить ударом.
Мы все на шара аквамарине -
Пока не тронешь - немы, как мины
Не все мы в неге, но все наги мы. .
Литавры страха, надежды гимны.
Дмитрий Бочаров
Я не могу забыть ужасного виденья.
Страшней всего в нем то, что это не был сон,
Не бред болезненный, не блажь воображенья
Кошмар был наяву и солнцем освещен.
Оборвана, бледна, худа и безобразна,
Бесчувственно пьяна, но, верно, голодна,
У двери кабака, засаленной и грязной,
На слякоти ступень свалилася она —
Кормилица и мать. Живой скелет ребенка
Повиснул на груди иссохшей и грызет
Со злобой жадного, голодного волчонка,
И, вместо молока, дурман и смерть сосет.
Кругом галдит народ на площади базара,
И в воздухе висят над серою толпой
Ругательства да смрад промозглого товара.
Спокойно на углу стоит городовой,
А солнце-юморист с улыбкой властелина
Из синей пустоты сияет так светло,
Лаская, золотя ужасную картину
Лучами ясными эффектно и тепло.
<1880>Барыкова Анна Павловна
К. Бальмонт
Полночь бьет. Один я в целом мире.
Некому тоску мою жалеть.
Все грозней, протяжнее и шире
Бой часов, решающая медь.
Безвозвратно кончен день вчерашний.
Воплотился в яви жуткий сон.
С вечевой высокой грозной башни
Бьет набат, в пожаре небосклон.
Полночь ли, набат ли, я не знаю.
Прозвучал двенадцатый удар.
Бьют часы. И я к родному краю
Рвусь, но не порвать враждебных чар.
Кровь моя — секунда в этом бое.
Кровь моя, пролейся в свет зари.
Мать моя, открой лицо родное.
Мать моя, молю, заговори.
"В той комнате под чердаком,
в той нищенской, в той суверенной,
где старомодным чудаком
задор владеет современный,
где вкруг нечистого стола,
среди беды претенциозной,
капроновые два крыла
проносит ангел грациозный, -
в той комнате, в тиши ночной,
во глубине магнитофона,
уже не защищенный мной,
мой голос плачет отвлеченно.
Я знаю - там, пока я сплю,
жестокий медиум колдует
и душу слабую мою
то жжет, как свечку, то задует.
И гоголевской Катериной
в зеленом облаке окна
танцует голосок старинный
для развлеченья колдуна.
Он так испуганно и кротко
является чужим очам,
как будто девочка-сиротка,
запроданная циркачам.
Мой голос, близкий мне досель,
воспитанный моей гортанью,
лукавящий на каждом "эль",
невнятно склонный к заиканью,
возникший некогда во мне,
моим губам еще родимый,
вспорхнув, остался в стороне,
как будто вздох необратимый.
Одет бесплотной наготой,
изведавший ее приятность,
уж он вкусил свободы той
бесстыдство и невероятность.
И в эту ночь там, из угла,
старик к нему взывает снова,
в застиранные два крыла
целуя ангела ручного.
Над их объятием дурным
магнитофон во тьме хлопочет,
мой бедный голос пятки им
прозрачным пальчиком щекочет.
Пока я сплю - злорадству их
он кажет нежные изъяны
картавости - и снов моих
нецеломудренны туманы. " Б. Ахмадулина.
Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Татьяна в оглавленье кратком
Находит азбучным порядком
Слова: бор, буря, ведьма, ель,
Еж, мрак, мосток, медведь, метель
И прочая. Ее сомнений
Мартын Задека не решит;
Но сон зловещий ей сулит
Печальных много приключений.
Дней несколько она потом
Все беспокоилась о том.
(А. С. Пушкин)
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана. .
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа - как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга. (В. А. Жуковский)
А. Коровин
ЗИМНИЙ СОН О КОКТЕБЕЛЕ
А у нас в Коктебеле - снег.
Карадаг уплывает в море.
И, уставшие больше всех,
Даже рыбы со мною в ссоре.
Уплывает печаль, причал,
Юнге, домик Максимильяна,
Уплывает куда-то вдаль
И герой твоего романа.
Уплывают на юг кафе,
Уплывают осколки речи,
И плывет на своей софе
Коктебелец, расправив плечи.
...Коктебельский тревожный сон
На пороге иного века:
Две жены да стихов мильон -
Что осталось от человека?
В Коктебеле моем - зима.
Море кажется белым полем.
И как скалы стоят дома,
Где сидим мы вдвоем с де Голлем.
Карадага осипший рык
Отрывает нас от раздумий -
Странный дед к роднику приник
И трясет туда пепел мумий.
Пирамиды, которых нет,
Возникают и исчезают,
И вопрос - он и есть ответ,
И напрасно его читают.
Шарль нальет мне вина в бокал,
И глоток этот будет вечен.
А разгадывать ваш оскал -
Только портить прекрасный вечер.
В Коктебеле у нас - зима.
Снега выпало - словно летом. . .
Коктебель - это лишь тюрьма,
Здесь опасно не быть поэтом.
Строй за строем, чеканя шаг,
Входит в душу людская слякоть,
И не выпотрошить никак
Эту рыбу, не портя мякоть.
Где-то в Турции и в Москве,
На Монмартре и на Арбате
Все мы братья и сестры все,
Все - товарищи по палате.
Коктебельский ХХ век,
Запорошенный белым снегом, -
Словно высохший чебурек,
Тараканьим грозит набегом. . .
1999
Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ.
И можно жить с галлюциногенным кальмаром.
Можно быть в особой связи с овцой -
Но как только я засыпаю в восточных покоях,
Мне снится Басе с плакатом "Хочу быть, как Цой! "
Припев: Пока несут сакэ, пока несут сакэ
Мы будем пить то, что есть -
Ползи, улитка, по склону Фудзи
Вверх до самых высот -
А нам еще по семьсот,
И так, чтобы в каждой руке -
Пока несут сакэ.