что можете ответить автору этой статьи ???
Всякий раз, когда происходят какие-либо громкие преступления, и в прессу попадают фотографии злоумышленников, обсуждение в социальных сетях сводится к следующему: посмотрите, какие отвратительные рожи, сразу же все видно, как же можно было допустить! …
Над такой поразительной во всех смыслах проницательностью издевались еще в кинофильме "Джентельмены удачи", откуда, собственно, фраза о роже и процитирована. Но, как мы помним, в том фильме фигурировали два абсолютно одинаковых героя, только один из которых был закоренелым негодяем, а второй — "душкой" и добрейшей души человеком. Можно было бы списать все на художественный вымысел, если бы теории Чезаре Ломброзо не были давно сданы в утиль. И сегодня, ему говорят "спасибо" модные профайлеры из детективных сериалов за то, что он перенес акцент с самого преступления на преступника. Увы, но основная проблема заключается в как раз том, что преступление совершают не воспитанные таковыми, а самые обычные люди, вовсе не исчадия ада. Более того, сложись обстоятельства иначе, алкогля на сто грамм меньше, будь другое место, другое время, другая тема разговора, и, возможно, никакого преступления вовсе бы и не было. Остался бы человек прекрасным семьянином или исполнительным сотрудником. Даже серийные убийцы, выступающие в глазах общества как зло абсолютное, отнюдь не рождаются с геном серийности.
Проблема в другом. В ответственности за свои поступки. Хотя в человеческой природе заложена психологическая склонность оправдывать себя в любых ситуациях. Но этому, всю историю человеческой цивилизации противостоял другой психологический феномен под названием "совесть". Именно она заставляла человека наказывать себя самого. И неудивительно, но культура и воспитание последних лет стремятся изжить совесть как таковую. В результате, "Свобода совести", оборачивается более опасной "свободой от совести".
В сериалах, книгах, ток-шоу нам постоянно говорят: "…хватит себя пилить, чувство вины непродуктивно, религия вводила понятие греха, чтобы закрепостить человека, чувство вины опасно…. "… и так далее, и тому подобное. Может быть, именно в этом лежат корни многих проблем. Вот человек поссорился с женой и убил ее. Деяние уже само по себе страшное. Но вполне может быть совершено в состоянии аффекта. Однако человек уже не бежит в ближайший околоток с признательными показаниями. Вместо этого он начинает заметать следы, расчленяет мертвую супругу, а за стеной спят их общие дети, он начинает изворачиваться, поддерживает какие-то поисковые операции в Интернете. Иными словами, сначала у него отказали тормоза, и потом выяснилось, что вообще нет никакой совести. В абсолюте нет, и все. К чему это дурацкое чувство вины? Ведь дело-то уже сделано.
Поначалу все ужасаются этому, но вот проходит время, и все громче слышны голоса тех, кто человека советует понять. Не на пустом же месте это все? А где "понять", там и появляется и "простить". Да и на самом деле, не дьявол же он? Слюна с клыков не капает. Просто ему с женой не повезло, запутался, растерялся. Что же его теперь - в тюрьму за неудачную жизнь? А тюрьма же не исправляет, мы это прекрасно знаем. И для общества он вроде даже совсем не опасен. Разве что, для следующей жены… . ну, да когда она еще появится. Вот где-то во всех этих психологических хитросплетениях теряется неразрывная связь преступления и наказания. Убил, так чего теперь, себя всю жизнь грызть? Поэтому преступник начинает просить суда присяжных. Там тоже живые люди: глядишь, и посочувствуют.
И мало кто задумывается, что из этого страшнее и опаснее: подобное обсуждение или само деяние. Перед глазами сразу встают тысячи таких же господ, которые бесконечно оправдывают себя на самых разных уровнях. Негодную реформу провел, пятнадцать миллионов обнищали? Что ж с того, зато первопроходец. Хотел же, как лучше. Да и в отставку ушел… . Корабль на мель посадил и первый слинял — так это приборы такие сложные, да и спастельной операцией надо было руководить с берега, отуда видно и понятно лучше… . И все это уже не удивляет. Удивляет совсем обратное: поступки тех, кто до сих пор несет ответственность, тех кто готов отвечать "за дела свои".
Но жить в подобном инфантильном мире отчего-то становится все дискомфортнее. Хотя с чего бы это? Чувства вины же нет.