Романс отличается от песни, прежде всего более тесной связью музыки с поэтическим текстом. Передается не только общее содержание текста, но и отдельные поэтические образы. В романсах аккомпанемент часто играет такую же роль, как и вокальная партия, в аккомпанементе развивается мелодия романса. Например, в романсе П. Чайковского “Колыбельная песня” на слова поэта А. Майкова мелодия проста, напевна и сердечна, она выражает чувства нежности и спокойствия. Но фортепианное сопровождение сложнее, в нем самостоятельно проходит мелодическое и интонационное развитие, полнее раскрывающее поэтический образ. Разница музыкальной трактовки поэтического текста в песне видна при сравнении романса П. Чайковского “Песня цыганки” с популярной песней “Мой костер”, написанной на слова поэта Я. Полонского. В песне “Мой костер” мелодия передает общее настроение прощания и грусти, в романсе П. Чайковского это же настроение дается более выразительно и разнообразно: в нем воплощается эмоциональный облик цыганки, чему соответствуют характерные мелодико-интонационные обороты.
Романс отличается от песни и более сложным развернутым построением, и глубоким содержанием. Так, в романсе-фантазии А. Даргомыжского “Свадьба” композитор воплощает тему протеста против ханжества и предрассудков современного ему общества и утверждает право человека на свободу чувств.
Следовательно, являясь одним из основных жанров вокальной камерной музыки (написанной для небольшого состава исполнителей -соло, дуэта, трио) , романс не только тонко передает душевный мир человека, но и выражает разнообразные события общественной жизни и истории народа. http://o-dosuge.ru/romans.html