В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси — России
отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется
каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших
от ордынского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких,
нарядных, светлых (Спас на Ильине) . Но проходит полвека, и традиция побеждает:
вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения.
Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было
хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница
Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно,
но последовательно. В 1367 г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV —
начале XVI в. ставятся новые красно-кирпичные стены и башни. Их возводят
выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо.
К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фи-ораванти уже
возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором
опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты,
и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой
итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера
строят Благовещенский собор (1484— 1489).
Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль
Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей
(1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555—1560 гг.
в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм
Василия Блаженного) , увенчанный высокой многогранной пирамидой —
шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному
стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.) .
СРОЧНО!!! Важнейшие памятники русской культуры второй половины 13 - 14 вв.
В виде таблицы ХУДОЖНИК ВЕК ОСОБЕННОСТИ