ЕБ
Екатерина Бондаренко

Особенности речи героев в романе И.А.Гончаров "Обломов"

Ни
Никита

Содержание романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мне было знакомо с детства, и, когда возникла необходимость самой прочесть его, я взяла книгу без большого желания, так как считала, что будет скучно, потому что это произведение небогато внешними событиями, в нем нет неожиданных происшествий, эффектных приключений. Но очень скоро я поняла, что мои опасения были напрасны. С первых же страниц я попала под обаяние неспешного, плавного и в то же время выразительного гончаровского слога, как живые вставали передо мной герои произведения. Позднее, изучая роман на уроках литературы, я пыталась разобраться, как удается писателю добиться такой достоверности в изображении своих персонажей, так что даже нам, живущим через полтора столетия, они кажутся близкими и понятными.
Действие романа и впрямь не насыщено событиями, но, мне кажется, это связано с тем, что все внимание писателя сосредоточено на внутреннем мире человека, его психологии, своеобразии его характера. Главным приемом раскрытия характера у Гончарова является портрет. Портрет в романе, чрезвычайно подробный и обстоятельный, иногда занимает несколько страниц, но зато дает представление не только о внешности, но и об образе жизни, характере, жизненной позиции героя. За каждой деталью портрета Обломова, с которого начинается роман, стоит какая-либо психологическая черта. Такие детали, как «отсутствие всякой определенной идеи», «безразличный» цвет лица, халат, похожий на послушного раба, длинные, мягкие, широкие туфли и замечание о том, что Илья Ильич «обрюзг не по летам», рисуют человека ленивого и апатичного. Именно эти штрихи портрета и бросаются в глаза при первом прочтении. Но когда внимательно перечитываешь первые страницы романа, замечаешь и «приятную наружность», и «ровный свет», и «мягкость» и начинаешь понимать, что характер этот не так однозначен. Внимание к деталям — обязательное условие для чтения романа Гончарова. Подчас та или иная портретная деталь многократно повторяется в тексте, подчеркивая наиболее значимую черту характера. Помимо уже названного халата Обломова, это подвижные, говорящие брови и маленькая складка над одной из них в портрете Ольги Ильинской, голый локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны, нос Анисьи, как будто отставший от лица, у Мухоярова — характерное движение пальца ногтем вниз.
Дополнением к портрету служит у Гончарова интерьер. Особенно выразительно описание кабинета Обломова: в нем та же двойственность, что и в портрете. Здесь и красивая мебель, и ковры, «несколько картин, бронза, фарфор», и вообще комната «с первого взгляда казалась прекрасно убранною». Однако «вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Картины покрыты паутиной, на зеркалах — пыль, ковры в пятнах. Особое значение, на мой взгляд, имеют следующие детали: покрывшиеся пылью страницы развернутых книг, прошлогодний номер газеты и чернильница, в которую «если обмакнуть перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это свидетельствует о том, что в доме Обломова замерла не только физическая, но и духовная жизнь: он давно ничего не читает, ничего не пишет (а между тем мы застаем его как раз в тот момент, когда он должен написать письмо старосте и составить план переустройства имения).
Интересно, что все изменения в душевном состоянии героя будут отражаться в портрете и интерьере. В те месяцы, когда жизнь Обломова будет наполнена любовью к Ольге, преобразится и его комната, и его внешность: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Исчезновение халата, символа обломовской апатии, очень примечательно, как примечательно и то, что на этих страницах романа появляется новая значимая деталь — ветка сирени — символ надежд, любви, воскрешения души.
Душевное состояние героев находит свое отраже

Иван
Иван

Речевая характеристика – характеристика героя литературного
произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты,
указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность,
особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.

Обломов – человек ленивый, не видящий смысла в жизни, и именно эта черта
характера больше всего отражается в его речи.-
”В десять мест в один день - несчастный!”-
”Вот только работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да
дома еще – ой, ой!”-”И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши
завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши?
Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!”

Штольц – прямая противоположенность Обломову. Он знает как надо жить и
пытается научить этому всех окружающих.
”Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.”
”Работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов.”
”Ну, Илья, скорей же, скорей!”

Ольга – любопытная, добрая но насмешливая девушка, и эти черты её характера наблюдаются в её речи.
”Да, это важное преступление, - сказала она робко и тихо, - надевать разные чулки”
”Что надо сделать, чтоб вы не соскучились?”
” Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь как дома, чтоб вам было
ловко, свободно, легко и чтоб не уехали... лежать”.

Агафья Матвеевна – хозяйственная, экономная женщина и это отражается
практически - ”Я еще в будничном платье, все на кухне была.”-”Как нет работы?
Работа всегда есть, - сказала она. - Утром обед готовить, после обеда шить, а
к вечеру ужин".

Похожие вопросы
вопрос по роману ОБЛОМОВ
роль детали в раскрытии психологии персонажа в романе "обломов"
По роману Обломов. Какие проблемы поднимает автор в Романе Обломов?
Помогите с романом "Обломов".
Вопрос по роману "Обломов"
1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью? Это по роману "Обломов"
2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя? По роману "Обломов"
Женские образы в романе Обломов. Женские образы в романе Обломов
Расскажите, как в романе И. А. Гончарова «Обломов» используется прием антитеза при изображении героев.
Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»