В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Одна из основных пейзажных функций, например, в романе «Герой нашего времени» -более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина.
Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист» , «Тамань» , «Княжна Мери») .
Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов» , обнаруживая душевную тонкость
и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», -пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.
И горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема.
Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.
Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника» , и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье» .
Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич, Есенин С. А. , Пушкин А. С. , Тютчев Ф. И. , Фет, Афанасий Афанасьевич и много еще.
Федор Иванович Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!. .
Пейзаж не только помогает читателю представить место, где происходит действие, но и помогает понять душевное состояние героя, потому что автор даёт подобные описания часто именно глазами героя.
Пейзаж помогает представить место, где происходит действие, создать настроение, вызвать положительное или отрицательное отношение к месту действия, создаёт целостность произведения и вводит читателя в мир героев.
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.
Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения
с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина
картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи-это одно
из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
Одна из основных пейзажных функций, например, в романе «Герой нашего времени» -более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина.
Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист» , «Тамань» , «Княжна Мери») .
Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов» , обнаруживая душевную тонкость
и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», -пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.
И горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема.
Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.
Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника» , и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье» .
Блок, Александр Александрович, Бунин, Иван Алексеевич, Есенин С. А. , Пушкин А. С. , Тютчев Ф. И. , Фет, Афанасий Афанасьевич и много еще.
Федор Иванович Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?. .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!. .
Я считаю, что пейзаж играет очень важную роль в литературе. Думаю, что без этого жанра было бы неинтересно читать. Да, развитие сюжета важно и т. п., но без описания природы, видов, рек, гор, лесов, полей, городов произведение становится сухим, некрасивым. Пейзажи помогают лучше понять всю картину, которую описывает автор. Например, замок Хогвартс. Если бы в книгах по Гарри Поттеру не описывалась школа, мы бы не поняли какого там и как это.