Рассказывают, что французы показывали на шейные платки хорватам и спрашивали: «Что это такое? » Хорваты ошибочно предполагали, что их спрашивают «Кто ты такой? » и отвечали: «Хорват». Так и появилось соответствующее французское слово.
Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю ЛЮДОВИКУ Триннадцатому,
что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно — всей Европы.
Мужские галстуки, подобно шляпам и прическам, носили названия, указывающие на источник, откуда черпали свои фантазии портные. Способов повязывания галстуков было так много, что стали появляться руководства по завязыванию галстуков. Автором одного из таких учебников был Бальзак. В 1827 году он написал книгу «Искусство ношения галстука»
В России Петр I стал насаждать галстуки как признак цивилизованного вида. История этого насаждения была многотрудной, а порой и курьезной.
Император даже вынужден был издать правила пользования галстуком, в коих указывалось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться» . С тех пор и придуманы были для наименования предмета туалета, насильно внедряемого, выразительные названия типа «удавка» , «петелька» , «змеюка» .
В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет» : американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук» . Такой галстук шился — и шьется до сих пор — из трех частей, скроенных по косой.
