Основоположники теоретической космонавтики не задумывались
над подобными вопросами. Они полагали, что самая существенная
проблема - транспортная: достаточно построить космический корабль,
а всё остальное наладится само собой.
Новаторами здесь выступили фантасты: они раньше остальных
соединили идею межпланетных полётов с первыми практическими
выводами генетиков (например, в области мутаций) и пришли к выводу, что
при расширении космической экспансии не избежать влияния новой среды
на биологию человека.
Фантасты описывали причудливых инопланетных существ со времён Герберта Уэллса,
который полагал, что физический облик «братьев по разуму» должен заметно отличаться от человеческого в силу того, что они развились в других природных условиях. Наверное, первым, кто предположил, что иные миры могут необратимо изменить и самого человека, был Роберт Хайнлайн с повестью «Вселенная» (1941), которая впоследствии выросла в роман «Пасынки Вселенной» (1963).
Он описал, как на межзвёздном ковчеге в ходе многолетнего рейса появляются мутанты, враждующие с нормальными людьми. Впоследствии тему неизбежной биологической эволюции экипажа на «корабле поколений» развили Брайан Олдисс
в романе Non-Stop (1958), Сэмюэл Дилэни в повести «Баллада о Бете-2» (1965)
и создатели свежего НФ-телесериала «Вознесение» (Ascension, 2014). Примечательно, что в двух последних произведениях участники межзвёздной экспедиции обретают экстрасенсорные способности и становятся существами, способными покорять космос непосредственно, без помощи механизмов.
Похожую идею выдвигали и советские фантасты. Сергей Павлов в дилогии, состоящей из романов «Лунная радуга» (1976) и «Мягкие зеркала» (1983),
показал ситуацию, когда толчком к изменению природы человека становится некий загадочный космический катаклизм. Согласно другому варианту, особые свойства нам даруют высокоразвитые инопланетяне. Его описали Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Волны гасят ветер» (1986).
Фантасты рассмотрели и возможность целенаправленной искусственной эволюции, которая исправит «несовместимость» человека с космосом.
Одним из первых эту идею изложил Деймонт Найт в романе «Мастера эволюции» (1959): он полагал, что в будущем человечество разделится на две цивилизации, одна из которых будет развивать традиционные технологии, а другая сделает ставку на генетическую инженерию.
Особый взгляд на проблему предложили Клиффорд Саймак в романе «Город» (1952) и
Кир Булычёв в повести «Белое платье Золушки» (1980): они допустили, что в будущем станут перестраивать не планеты под землян, а землян под планеты, модифицируя их тела согласно местным условиям.
Но останутся ли в таком случае земляне людьми?
Возможность появления постчеловечества на другой биологической основе пытались обосновать Дугал Диксон в иллюстрированной книге «Человек после человека» (1990) и Немо Рамджет в проекте «Все грядущие дни» (2010). По их мнению, выйдя на галактические просторы, земляне утратят любые человеческие черты, превратившись в особенных существ: они пожертвуют привычными нам телами и органами чувств и за это получат возможность жить в невесомости, питаться простейшими химическими соединениями и солнечным светом, путешествовать среди звёзд.
Впрочем, неизбежность такого варианта вызывает сомнения. Пока что люди справляются с освоением космоса без генетических модификаций. И при этом вполне можно оставаться человеком...
Большое Спасибо за интересно поданный материал
на примере книг !)
+ ☆
красиво и на тему космоса образно оформленный
ответ, это я тоже ценю и раньше когда я пришла на этот
проект всегда писала под моими вопросами
что оформление ответа в Философии-психологии-Неопознанное
так- же необходимо, без всяких мигающий анимашек)
а, поэтому такая подача изображений всегда к месту
интересна!
а остальное я написала в вверху в доп. к вопросу)
★