Из исчезнувших дворцов самую долгую память о себе оставил тот, который строился всего на несколько недель, чтобы потешить на закате дней имперарицу Анну Иоанновну. Молва о нем прокатилась по всему миру, породив множество легенд, мифов и сказок. Быль и небыль в этих преданиях перемешались причудливо и прочно и отрази-лись почти сто лет спустя в романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом» . Повод для строительства был издеватель-ски анекдотический, а велось оно всерьез, «по всем пра-вилам архитектуры» .
Наблюдал за строительством кабинет-министр Артемий Петрович Волынский. А проект составил Петр Михайлович Еропкин, замечательный русский архитектор и теоретик архитектуры, автор генерального плана Санкт-Петербурга с его знаменитой трехлучевой ком-позицией (трезубцем) Адмиралтейской части. Мысль о пос-тройке ледяного дома подал камергер Татищев Алексей Данилович, генерал-аншеф и генерал-полицмейстер Петербурга. Была создана маскерадная комиссия» , чтобы до-вести до полного совершенства потеху, затеянную императрицей.
Свадебный кортеж направляется в Ледяной дом. С гравюры XVIII века.
Место для строительства выбрали «в знатнейшей части столицы. . .между Адмиралтейской крепостью и новым Зим-ним домом» . Единственным материалом для строительства был чистый лед. «Самый чистый лед наподобие больших квадратных плит разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкой размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, а каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цементу служила» .
По отзывам современников, дом архи-тектуры был самой изящной и размерами внушителен: 8 сажен в длину, 21/2 сажени в ширину и 3—в высоту. А вокруг крыши шла сплошная галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло дом на две половины – в каждой по две комнаты (свет попадал туда через окна со стеклами из тончайшего льда) . В покоях же Ледяного дома находились два зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, двуспальная кровать, табурет, камин с ледяными дровами, резной поставец, в котором стояла ледяная посуда – стаканы, рюмки, блюда.
Валерий Иванович Якоби (1834-1902) «Ледяной дом»
Перед зданием были выставлены шесть ледяных пушек и две мортиры, из которых не один раз стреляли. У ворот (тоже изо льда) красовались два ледяных дельфина, выбрасывающие из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти. По правую руку дома стоял в натуральную величину ледяной слон с ледяным персиянином. По словам очевидца, “сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что.. . ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал”.
Молодых посадили в железную клетку на слона, за которым следовал свадебный поезд из 150 пар, представителей народов бескрайней России. Все они были одеты в национальные костюмы, причем не в обиходные, а в парадные, отличавшиеся, как заметил в своем романе “Ледяной дом” писатель Иван Лажечников, особым щегольством. Пары ехали на санях в форме экзотических рыб и птиц, управляемых оленями, свиньями, собаками, волами, кабанами, козами. Каждую пару потчевали ее национальной пищей, а они, в свою очередь, плясали свои туземные пляски.