Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч
Чичикова с помещиками) отражает представления
Гоголя о возможных степенях деградации человека.
“Один за другим следуют у меня герои один пошлее
другого”,- отмечал писатель.
В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе
некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий
галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван
“прорехой на человечестве”.
Предельная степень человеческого падения запечатлена
Гоголем в образе богатейшего помещика губернии
(более тысячи крепостных) .
Из рачительного, образцового хозяина, у которого
размеренным ходом "двигались мельницы, валяльни,
работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни",
Плюшкин превращается в паука.
Сначала он-"трудолюбивый паук", хлопотливо бегающий
"по всем концам своей хозяйственной паутины",
он славится хлебосольством и мудростью,
миловидными дочками и сыном.
После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-
ротмистром - отец посылает ей проклятие;
сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца,
Плюшкин отказывает в средствах и тоже проклинает;
покупщики, не в силах торговаться с ним перестают
покупать у него товар.
Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается
для помещика:
"На одном столе стоял сломанный стул, и рядом с
ним часы с остановившимся маятником, к которому
паук уже приладил паутину".
Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон
"ростом не более лесного ореха", два пера,
"высохшие, как в чахотке", "зубочистка, совершенно
пожелтевшая, которою хозяин, может быть,
ковырял в зубах своих еще до нашествия на
Москву французов".
Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь:
найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь,
глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро -
символизирует полную деградацию всего человеческого
в Плюшкине.
Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова,
символизирует гроб, где в глубине косной материи
похоронена его душа, духовное сокровище,
умершее от стяжательства
(сравнение. евангельская притча о таланте, зарытом
в землю) .
Плюшкин в бессмысленном накопительстве опустился
до крайней степени.
В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно
раскрывается главная черта героя-скупость,
доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
Он - воплощение крайней степени алчности, неряшливости,
даже некоторого психического отклонения.
Он – собака на сене.
Все его богатства – сущая фикция, поскольку фактически
таковыми не являются.
Он не умеет жить и радоваться своим накоплениям.
Более того, он даже не ведёт им счета,
но интуитивно знает, что и на что потрачено.
Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве,
зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Больших денег у Плюшкина нет, он болен исключительно
вещизмом, порой жестоким и бессмысленным.
А ведь было время когда он только был бережливым
хозяином!
был женат и и сосед заезжал к нему пообедать,
слушать и учиться хозяйству и мудрой скупости.
Но добрая хозяйка умерла; связка ключей, перешла
к нему.
"Плюшкин стал беспокойнее.. .скупее... "
Бережливость переродилась в скаредность, а
некогда богатое поместье - в развалившееся хозяйство.
Это-апогей, дальше идти некуда.
Всё доведено до абсурда.
Это предел падения человека.
Вот почему автор изобразил Плюшкина последним в
галерее уродливых типов помещиков.