ГС
Геннадий Солодов

С помощью каких конструктивных нововведений удалось уменьшить массу при увеличении высоты готических сооружений

С помощью каких конструктивных нововведений удалось уменьшить массу при увеличении высоты готических сооружений и погасить боковой распор от свода?

СЛ
Сергей Луконин


В поисках облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов, а заполнение делать более тонким. Каркасные арки называли нервюрами (франц. nervure - жилка, ребро, складка) . Нервюры связывали между собой опоры квадратных в плане пролетов нефа. Постепенно сложилась так называемая связанная система: на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма, расчленяемого чередующимся шагом центральных и боковых столбов и аркад. Облегчение стен, перенос тяжести сводов на внутренние опоры привели к появлению переходного романо-готического стиля. Но вместе с новой конструкцией появились и сложности.

Каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых - «щековых» . При традиционной полуциркульной форме щековые арки оказывались значительно ниже диагональных, из-за чего приходилось выкладывать из камня сложные распалубки. Согласовать высоту арок между собой проще всего было, придав им вместо полукруглой заостренную, стрельчатую форму. Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц. contreforse -- «противосила») , связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. arcboutant - «опорных арок») . Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее - в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых «подпорных» столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Но в композиции готических соборов контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются рядами, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощно перекинутые аркбутаны, используя разную высоту центрального и боковых нефов, создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками - пинаклями; казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом «придавливали» контрфорсы к земле.

Похожие вопросы
На каком сооружени эту икону можно увидеть ( фото + )?
Какие вы знаете готические замки в Польше?
что делает тело массы при увеличении высоты
Англия.. Биг Бен построен в готическом стиле? какие знаменитые сооружения Англии построены в готическом стиле?
Что это за сооружение, где оно построено, какую функцию это сооружение выполняло?
Какие анализы архитектурного сооружения бывают?
Где сделана фотография? На фоне какого сооружения?
Окна какого сооружения? Где?
Отражение какого сооружения?
Силуэт возле какого сооружения?