Сергей Артюшенко
Сергей Артюшенко

Помогите пожалуйста! Философское отношение к жизни на основе пьесы (Маскарад) Лермонтов М. Ю

ОМ
Олеся Молдавская

Главная философская проблема, которую освещает Лермонтов в
драме "Маскарад", - конфликт личности и общества.
Каждый персонаж и каждая ситуация символичны, поскольку в них
заключена не только характеристика определенного лица или
дано изображение поступков отдельных лиц, но и намек на нечто
более общее. В каждом персонаже и в каждой ситуации -
философское обобщение определенных сторон жизни, которые
составляют ее общий философский смысл.
Романтическая драма символична от начала до конца.
В ней господствует поэтика символа, реальным же инструментом
для его поэтического воплощения избран контраст, антитеза,
внутренне слитные и вне этой слитности не существующие.
Уже само название лермонтовской драмы глубоко символично.
Маскарад означает и костюмированный бал, на котором произошли
решающие события и завязался трагический конфликт, и всю
человеческую жизнь с ее трагическими превращениями ("жизнь как бал").
В лермонтовской драме персонажи постоянно обманываются и
заблуждаются.
Маскарад означает и взаимное непонимание, непроницаемую стену,
вставшую между героями и мешающую их естественному и
прямому общению.
В маскараде все неожиданно и все привычно, в нем ничего не
сбывается и все готово совершиться.
Трагичность маскарадной ситуации развертывается на всем
протяжении драмы. Здесь господствует поэтика пророчеств и тайн,
намеков и свершений. Маскарад входит в души героев, надевающих
чуждые личины на сокровенный внутренний мир или боящихся
приоткрыть лицо. Человеческая жизнь в принципе маскарадна.
Уподобление жизни игре, маскараду бросает яркий свет на
социальную действительность, непрерывно изнутри рождающую
трагедию, которая грозит человеку неожиданными и губительными
превращениями .

Драма начинается сценой карточной игры.
Но ставка здесь не только деньги, но и честь, достоинство,
человеческая жизнь.
Звездич в один и тот же день, за одним и тем же столом проигрывает
все и восстанавливает свою репутацию.
В другой сцене он навеки теряет честь и спокойствие, превращаясь
в отверженного обществом офицера, вынужденного бежать
на Кавказ.
Превращения в "Маскараде" становятся поэтическим воплощением
философского смысла жизни. Нина вдруг занимает место баронессы
Штраль. Мнимый любовник Нины в глазах Арбенина принимает
облик князя Звездича. Недавно благодарный Арбенину, он стал его
злейшим врагом. Арбенин, спасший князя, повергает его во прах,
нанося оскорбление. Все находятся в заблуждении относительно
друг друга. Над всеми тяготеет рок, все скованы светскими
приличиями и моралью.
Баронесса Штраль может объясниться Звездичу в маскараде,
открывая свои истинные к нему чувства, но таит их в своем доме.
Между естественной натурой человека и его общественным лицом
зияющая пропасть. Несовпадение личного и социального
порождает полное и абсолютное непонимание одного человека
другим. Все естественное, откровенное, непосредственное
подвергается сомнению.

АВ
Александр Вяткин

Герой возвышен не только над светской толпой, но и над всем миром. Презрение к злу оборачивается презрением к жизни вообще, ко всем положительным ценностям. В глазах героя, как только он попадает в свет, все ценности меркнут. Перед ним реальное добро превращается в зло, и Арбенин знает этот жестокий и неумолимый закон. Логика жизни изучена им вдоль и поперек. Иной в этом обществе нет; Арбенин даже не подозревает о существовании какой-то иной морали, кроме господствующей. И он действует согласно светским приличиям. Так отгороженность от толпы, презрение к миру, возвышение над толпой и замкнутость внутри собственных представлений мстят герою, ибо в том же мире трудно и мучительно рождается иная логика людских отношений: Штраль оказалась способной на правду, на самопожертвование, на преодоление светских приличий. Поднимаясь над ничтожной и жалкой моралью света, осуждая толпу, Арбенин внутренне зависим от нее. Самый тип его мышления подозрительно напоминает отношение к жизни Звездича, Казарина, Шприха, отчасти (до ее нравственного возрождения) баронессы Штраль, Неизвестно-го. Всюду в Арбенине выдвигается эгоистическое начало. Единственным законом Арбенина стало удовлетворение индивидуалистического хотения. Личность, осознавшая себя избранной, перестала считаться с общечеловеческими нормами и признала за собой право на безудержный произвол. Арбенин отрицает и закон светских приличий, отказывая Звездичу в поединке, и закон общечеловеческий. Он сам себе закон и сам исполнитель своей воли. Критерии добра и зла устанавливает герой. Чувство превосходства над толпой породило у Арбенина недоверие к жизни.

Похожие вопросы
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Кто лучше...
М. Ю Лермонтов "Маскарад" Cделайте пожалуйста характеристику Нины
Нужна помощь. Что сказал М. Ю. Лермонтов поэмой демон???
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Почему произведение М. Ю. Лермонтова "Маскарад" является драмой?
Лермонтов «Маскарад»
М. Ю. Лермонтов "Родина"
три пальмы м. ю. лермонтов пересказ пожалуйста
Вопрос от … «Как вас зовут? ужель поэтом? » М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов "Маскарад" Какая семейная трагедия Лермонтовых нашла отражение в драме Маскарад?