Тональность определяется по:
- ключевым знакам
- по басовым ходам
- начало и завершении баса
- завершение произведения на тоническом трезвучии еще не говорит 100% что в этой же тональности произведение начиналось
- обратить внимание на возможное наличие модуляций (незаметный переход из одной тональности в другую)
- возможно может присутствовать сопоставление (резкий переход из одной тональности в другую)
- может быть отклонение ( уход из основной тональности с возвращением обратно)
- есть две тональности с двумя бемолями: си-бемоль мажор и вторая - соль минор. И там и там оба бемоля присутствуют. И там и там в партии может быть в конце си- бемоль.
- в зависимости от того, что это за партия и какое произведение тональность может меняться на параллельную ей (си-бемоль мажору параллельная тональность соль минор и наоборот) .
- в больших произведениях можно говорить о преобладающей тональности всего произведения или его части.