На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин
рисует и новую Татьяну – "равнодушную княгиню","неприступную богиню. "
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал…
И Онегин загорелся. Он моментально уехал с раута домой.
Спал тревожно. Не мог поверить в то, что та самая девочка,
которая писала ему, которая смотрела на него жадными и
влюбленными глазами, сейчас была с ним
"так равнодушна, так смела".
Но свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней,
Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне.
Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать
свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том
же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она
обладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина.
Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен страстью.
Обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.
Теперь перед читателем предстаёт изменившийся герой.
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить.
Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно! )
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради
своего счастья. Она с твердостью говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.