Провинциальная барышня, Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами . Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины ХУ111 века . В этих романах, как уже говорилось, действовали герои благородные, добродетельные, верные законам долга и чести, способные совершить подвиг самопожертвования . В пылком воображении Татьяны все они " В единый образ облеклись ,/ В одном Онегине слились " (3, 1Х ) . Теперь же, в библиотеке Онегина, Татьяна находит совсем иные книги, о которых не подозревала . Это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей -романтиков : Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения ,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой ,
Себялюбивой и сухой ,
Мечтанью преданной безмерно ,
С его озлобленным умом ,
Кипящем в действии пустом .
( 7, ХХ11 )
В отличии от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом . Неудивительно, что Татьяне " открылся мир иной " - трагически - противоречивый душевный строй современного человека .Открылся ей отчасти и характер самого Онегина . Ведь с особым вниманием читает она страницы, где встречаются на полях его замечания , " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким словом, то крестом , / То вопросительным крючком " ( 7, ХХ111 ) . Татьяна начинает понимать : если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями литературы новейшей . Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаенный душевный мир, как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу . Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на " заповедную территорию " , получить доступ к тайнам души своего избранника . " Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу !" -заметил А. Л. Слонимский .
Теперь - то, кажется Татьяне, она до конца поняла Онегина, разгадала его тайну : " Ужель загадку разрешила ?/ Ужели слово найдено ?" ( имеется ввиду слово, зашифрованное в шараде ).
Отныне он в ее глазах - " москвич в Гарольдовом плаще " , едва ли не пародия на героя времени . Как видим, Татьяна вновь связывает Онегина с определенным литературным типом . И вновь ошибается .Ибо разочарование Онегина, его хандра, его душевные муки непритворны и искренни ( как вполне искренни и переживания самой Татьяны, почерпнутые как будто из французских романов ) . Все в его кабинете: «И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром... » — «... все ей кажется бесценным, Все душу томную живит» . Ежедневно наведываясь в дом Онегина, читая его книги, она «начинает понемногу ...понимать: Теперь яснее — слава богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?. .Уж не пародия ли он? http://5litra.ru/ege-sochineniya/545-harakter-tatyany-celnost-ili-protivorechivost-po-romanu-as-pushkina-evgeniy-onegin.html