«История души человеческой… » едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М. Ю. Лермонтов. проблема личности – центральная в романе. Система образов, как и вся художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери, Печорин раскрывается, прежде всего, как «внешний» , то в отношениях с верой и Вернером – как внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены.
Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам» . Что же такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист, а вместе с этим поэт «… хотя в жизнь свою не написал двух стихов…» . Скептик – человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю сомневаться во всём») . Материалист – видимо, здесь это значит не только «сторонник материалистической философии, но и практический, деловой человек. В Вернере Печорин ценит не те качестве, которыми обладает, что доктор «изучил все живые струны человеческого» – ведь его самого интересуют «слабые струны людей» . Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он – врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. вот чем оказывается можно привлечь Печорина: «… он плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее… У него был злой язык…»