Детали интерьера во второй главе "Мертвыш Душ" ?
Мертвых*
Мертвых*
Имение Манилова (гл. 2).
Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все - от английской планировки посадок перед домом, до задумчивой мечтательности самого владельца.
Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудность.
Печать неопределенности, расплывчатости лежит здесь на всем: одинокий господский дом, "открытый всем ветрам", редкие кусты сирени, "Храм уединенного размышления", серенькие бревенчатые избы мужиков.
В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены "какой-то голубенькой краской, вроде серенькой".
Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: "Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление".
Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения.
В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, "обтянутой щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянутые просто рогожей; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы".
В некоторых комнатах вовсе не было мебели, "хотя было говорено в первые дни после женитьбы: "Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель".
"Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом" соседствовал с "медным инвалидом", но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Манилов - человек "так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан".