Первый сон Раскольникова — отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади ( в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны (» Заездили клячу») ;
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки Раскльникова), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т. е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
Третий сон Раскольникова ( повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина) — символ поражения теории героя.
Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично. Раскольников отказывается от теории — она не может осуществиться.
Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.