Алмаз - самый дорогой из всех камней. Первые алмазы были найдены в Индии. Оттуда они распространялись по всему миру. Так, наприМер, археологи обнаружили древнегреческую статуэтку из бронзы, глаза которой сделаны из алмазов индийского происхождения (время созДания - 480 году до нашей эры) .
По мнению древних индусов, алмазы образуются из «пяти начал приРоды» : земли, воды, неба, воздуха и эфира. Алмазы также разделялисьна четыре класса или касты, традиционно соответствующие древнеинДийскому обществу -
брахманы,
кшатрии,
вайшьи
шудры.
Брахманами считались алмазы белого цвета или прозрачные, Брахманы – белые и бесцветные, цвета серебристых облаков и луны, считались вершиной совершенства.
кшатриями - алмазы с красноватым оттенком,
вайшьями - зеленоватые,
а кшатриями - серые.
Самыми же лучшими и совершенными алмазами в древней Индии считались октаэдрические кристаллы, то есть шестивершинные алмазы.
Упоминание об индийских алмазах можно найти и в средневековых магических трактатах, так называемых лапидариях, описывающих свойства камней.
Вот отрывок из лапидария ХVI в. : «Хорошие алмазы Индии обычно находят на скалах, в море и на холмах, где расположены золотые рудники. Некоторые алмазы величиной с боб, другие - с орех. Они квадратные и своеобразно заострены как сверху, так и снизу, без участия рук человека. Они растут вместе, мужские и женские, питаются небесной росой и про изводят на свет маленьких детей, которые множатся и растут. Если взять их с небольшим куском породы и смочить майской росой, то они будут расти» .
Стоимость их в Индии соответственно составляла от стоимости брахмана: кшатрии – 3/4, вайшьи - 1/2, шудры -1/4.
Об алмазах в лапидарии (средневековая книга о магических и целебных свойствах различных камней) говорится так: «Хорошие алмазы в Индии находят на скалах, в море и на холмах… они растут вместе, мужские и женские, питаются небесной росой и производят на свет маленьких детей, которые множатся и растут. Человек должен носить алмаз с левой стороны, поскольку тогда камень оказывает наибольшее действие. Алмаз передает его владельцу стойкость и мужество, сохраняет члены его тела, он дает человеку победу над врагами, если его дело правое. Алмаз придает и сохраняет остроту ума, предохраняет от разгула, печали и колдовства, от фантазий и злых духов. Если какой-нибудь чародей захочет околдовать того, кто носит алмаз, то все горе и неудачи обернутся на него самого. Алмаз должен быть получен свободно, без принуждения и насилия, тогда он имеет наибольшую силу. Однако часто случается, что хороший алмаз теряет силу из-за греховности и невоздержанности человека, который его носит» .
Внутренние качества алмазов, их способности приносить удачу также зависели от цвета,
соответствующего одной из четырех основных индийских каст: алмаз касты Брахманов,
естественно, был наиболее ценным, поскольку эта каста — высшая. Кшатрии — корич-
невые алмазы — давали все нужные качества воинам: смелость, физическую силу и т. д.
Вайшья — алмаз торговцев — приносил благосостояние, а Шудра — алмаз касты земледе-
льцев — дарил изобилие.
Ратнапарикша говорит:
«Король, который, в соответствии с тем, что было сказано, носит красивый, светлый, сияю-
щий алмаз, владеет силой, что господствует над всеми другими силами, и станет владыкой
всех окрестных земель… Носящий алмаз Кшатрий будет иметь сильные руки и ноги, храб-
рость, хорошее телосложение, непобедимость, внушающую страх его врагам.
Смелость, физическая и умственная сила, удача, проворство и благосостояние — вот пло-
ды, что вкусит носящий алмаз Вайшья. Богатые урожаи, изобилие зерна, товаров и собс-
твенности получает тот, кто носит алмаз Шудра. Шудра также дорого стоит, если имеет
хорошие знаки. Но эта каста бессильна, если хорошие знаки отсутствуют» .
Упоминание цены и наличия хороших знаков в отношении Шудры напоминает о том, что это
низшая из каст.