Создавая свою концепцию, Гумбольдт во многом опирался на традиции немецкой классической философии конца XVTII – начала XIX в. : Канта (преемственную связь Гумбольдта с которым многие историки языкознания признают особенно тесной) , Фихте, Шеллинга и принадлежавшего к одному с ним поколению Гегеля. Это обстоятельство сказалось и на стиле гумбольдтовских трудов, что порой приводило к различной интерпретации позднейшими авторами тех или иных его положений.
Тем не менее большинство исследователей, излагая взгляды немецкого ученого, выделяют прежде всего следующие моменты:
– не существует никаких прямых данных о происхождении языка, который «не может возникнуть иначе как сразу и вдруг» ;
– после этого первого этапа – периода происхождения, наступает второй – становление языков и формирование их структуры. Он продолжается вплоть до состояния стабильности – третьего этапа, после которого кардинальных изменений уже не происходит. Причем все языки проходят принципиально единый путь развития, но состояние стабильности может достигаться на разных его этапах;
Допущение же о том, что возникновению языка, якобы, предшествовали «колоссальные мыслительные усилия его создателей» , не выдерживает критики, так как «сознательным творением человеческого рассудка язык объяснить невозможно» . «Именно из самого первобытного состояния мог возникнуть язык, который сам есть творение природы» , -но «природы человеческого разума (Гумбольдт 1984, 314). Гумбольдт тем самым подчеркивает уникальность языка как антропологического феномена и обращает наше внимание, с одной стороны, на неосознанную форму его существования, а с другой стороны, - на его интеллектуальную активность, заключающуюся в «акте превращения мира в мысли» (Гумбольдт 1984, 67). Это означает, что, «с необходимостью возникая из человека» , язык «не лежит в виде мертвой массы в потемках души, а в качестве закона обусловливает функции мыслительной силы человека» (Гумбольдт 1984, 314).
Язык, по словам Гумбольдта, представляет собой «вечно порождающий себя организм» , создание которого обусловлено внутренней потребностью человечества.
http ://www.filosofa. net/referat-64-3. html (чтобы пройти на страницу ссылки, надо убрать пробелы)