марш
Марш Исаака Дунаевского из кинофильма "Цирк"
Правильное решение проблемы специфики циркового искусства имеет для данного научного исследования громадное значение. Анализ и выявление структуры цирковой образности позволяет рассмотрение проблемы музыки в цирке от рождения цивилизации. На это обратил внимание Н. Ельшевский в статье "Художественный образ в цирке" (1964,№1,с. 10-11) "Основные черты специфики образной структуры цирка идут от самой глубокой древности. Значительную роль специфически цирковая структура образности сыграла в процессе развития всех театрально-исполнительских искусств. Во-первых, обращает на себя внимание то, что из первоначальных игрищ в качестве самостоятельных зрелищ выделялись прежде других элементы, положившие начало жанрам циркового искусства. " Дальше Н. Ельшевский дает краткую историческую характеристику деятельности русских скоморохов и западноевропейских гистрионов, актеров западноевропейского фарса, итальянской народной комедии, русского демократического театра 17-18вв. , французского ярмарочного театра. И везде в большей или меньшей мере ученый со всей очевидностью доказывает, что "структура театральной культуры в очень многих своих элементах близка структуре образности цирковой. " Такого мнения и другие исследователи. Весьма интересно, что в итальянской народной комедии - и в этом первом, бесспорно театральном явлении, оказавшем громадное влияние на дальнейшее развитие всей европейской театральной культуры, Г. Н. Бояджиев находит много элементов, близких структуре цирковой образности. "В том-то и дело, - замечал по этому поводу Г. Н. Бояджиев, - что комедия дель арте не знала этого деления и клоунада такое же родное детище народного театра, как и драматическая игра".