Помогите с описание По картине Кустодиева Портрет Шаляпина
картина называется портрет шаляпина
картина называется портрет шаляпина
Картина Кустодиева "Портрет Шаляпина", была выполнена автором в 1921 г., и несомненно считается одной из самых лучших работ художника. Знаменитого певца России живописец любил и уважал еще с юности. Шаляпин с взаимностью называл его полотна "замечательными шедеврами".
Певец довольно часто навещал своего друга, а когда они вспоминали родную матушку-Волгу, Шаляпин начинал какую-нибудь протяжную русскую старинную песню, то Кустодиев подпевал ему - и они пели в унисон. Оба любили эту великую русскую реку, которая дарила им вдохновение. Певец позировал в маленькой комнатушке, а художник, находясь в инвалидном кресле, работал, глядя вверх, не видя всей картины, а лишь ее отдельные части. Талант и мастерство помогли Кустодиеву создать этот шедевр, хотя он так и не увидел портрета целиком. Вскоре Шаляпин покинул Россию и взял картину с собой.
По словам сына Кустодиева, смешно было наблюдать, как "позировал" белый мопс в «черных очках» Ройка. На высокий шкаф усаживали кота, дабы отвлечь эту милую собачку взглядом вверх, и певец старался сделать так, чтобы пес не сводил с него глаз.
В композиции картины с Шаляпиным Кустодиев создает свою любимую композицию. Он укрупнено изображает первый план, а где-то там внизу большое пространство. Холмы все еще занесены снегом, но народ уже празднует встречу долгожданной весны. Группы людей, мчащиеся по улице провинциального городка сани, лотки, множество ярмарочных балаганов. А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка. Певец, прогуливается в этот праздничный день, он уверен, что эти люди также будут покорены его голосом и народными песнями.
Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху. Придерживая полу своей шубы, певец отставил мизинец, выставляя напоказ великолепный перстень. Он обут в ботинки по последней моде из серой замши. Для зимней прогулки такая обувь явно не предназначена, поэтому певец опирается на трость из дорогого дерева.
На втором плане картины изображены дочери Шаляпина - Марина и Марфа и и его друг и секретарь И. Дворищин.
Великого русского певца изображали многие художники, но полотно Кустодиева, без сомнения занимает в этом списке первое место. Образ волжанина, который начинал свой путь на провинциальных ярмарках, выглядит на этом портрете олицетворением мощи и духа русского народа.
Отзывы о портрете Шаляпина, конечно, были самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру, и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева. Свое восхищение выразил и писатель и революционер Луначарский Анатолий Васильевич, написав очередную статью по искусству. Он отметил, что картина получилась реалистичная, живая, сочные краски дополняют великолепное восприятие, сам характер Шаляпина передан в портрете очень правдоподобно.
Картина Кустодиева " Портрет Шаляпина " была написана художником два раза. Первая, 1921 года, находится в Париже. Вторая, 1922 года, хранится в Русском музее в Петербурге.
Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его «Портрет художника И. Я. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в
1911 году, все более давала о себе знать. В 1916 году у него случился паралич ног, и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован
к креслу. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника, и он продолжал работать.
Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой
наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью Когда болезнь лишила его возможности передвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запас жизненных впечатлений.
Как художник, Б. Кустодиев сформировался в оусле русской
демократической культуры, под влиянием творчества писате^тареалистов XIX века и живописи передвижников. В еу картинах
зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако
это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни, изображенная им Русь —
радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят
звонкие краски и яркие узоры.
На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают
изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами,
каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
Недаром Федор Шаляпин говорил, «...его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.. . его балаганы, купцы и купчихи, его
сдобные красавицы, ухари и молодцы — вообще все эти типично
русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.. . такою аппе
титною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей» .
Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог Да она такая, может
быть, и существовала только в его воображении, объединившем
его разрозненные впечатления в единое целое Но это было такое
целое, которое позволило некоторым современникам говорить о
некоем «городе Кустодиевске» , сконцентрировавшем в себе все
русское А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и
шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи Но
в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только
для их сословия.
Вершиной творчества художника является «Портрет Федора
Шаляпина» . Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с
юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным» . Но не только большого мастера ценил в художнике
Федор Шаляпин- он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. В своей автобиографической книге «Маска и
душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с
художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых і^
хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действи-^
тельно великий дух, так это в Кустодиеве ^
Нельзя без волнения думать о величии нравственной сил^,
которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать,
как героической и доблестной» .
на прочитай и узнаеш
ну уж портрет-то почему не можете сами описать?