Беда и вина Печорина в том, что его независимое сознание, свободная воля переходят в ничем не ограниченный индивидуализм. В стоическом противостоянии действительности он исходит из своего «я» как единственной его опоры.
Беда
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Это и разочарованность, и привычка сомневаться во всем - скептицизм, и равнодушие к людям, неспособность к настоящей любви, индивидуализм и эгоизм. Но Печорин на голову выше своих современников, представителей светского общества, и прежде всего поэтому он - герой своего времени. .
Это широко образованный человек, в чем нас убеждает его речь и суждения. Он способен самостоятельно мыслить, он добивается свободы, стремится утвердить собственную волю и разум…
Печорин - «эгоист поневоле» , т. е. таким его сделала окружающая среда, свет
Печорин склонен к самоанализу. С какой желчной откровенностью он говорит о своих пороках!
Ведь «необъятные силы души» уживаются в нем с .мелкими, недостойными поступками; он старается полюбить весь мир и приносит людям одно лишь зло и несчастье; для него характерно наличие высоких благородных стремлений, а в результате - мелкие чувства, владеющие душой, жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Он презирает своих современников, но и сам не приносит пользы никому. За это он жестоко бичует себя. Самоанализ доходит у него до раздвоения сознания - ему свойственна рефлексия. Но объяснить это все можно не его слабостями, нет! Это результат общественно-политической обстановки в стране. Ведь это было время господства реакции, когда передовая мысль преследовалась. У большинства представителей света не было идеалов в жизни, и это уродует людей.
Вина
Но при всех своих достоинствах Печорин, по его же собственному опре « делению, «нравственный калека» . Нас отталкивает его преступное равнодушие к людям, эгоизм. Его не интересует, принесут ли его действия страдания и несчастья другим или нет. Вспомним, какие несчастья он приносит горцам: он толкает на путь преступления Казбича и Азамата, он губит Бэлу, потому что та имела несчастье понравиться ему. Он надеется, что Бэла возродит его интерес к жизни. Но он «ошибся… любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни» . И он отказывается от Бэлы. А история с контрабандистами? Здесь даже не было и намека на возрождение… В жизни Печорина изменений никаких не произошло. Он мигом забыл об этих людях. И опять скука, снова полное безразличие к людям, в чем он сам признается: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих… » Да, всем, с кем он соприкасается, Печорин приносит горе или даже гибель. Ведь из-за Печорина погибла Бэла. На дуэли с Печориным погиб Грушиицкий. Правда, признаки жестокости борьбе с Грушницким можно оправдать. Грушиицкий бесчестен. Это ничтожная натура, эгоист. Но не тот эгоист, каким является Печорин.