Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого «После бала» является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения — этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом. С высоты своего возраста и жизненного опыта герой, «всеми уважаемый Иван Васильевич» , описывает один из судьбоносных случаев, произошедших с ним в молодости. При этом главный герой пытается оспорить общепринятую истину, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» .
Удивительно, но ЖИЗНЬ человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья — к разочарованию, от любви — к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими истинами.
Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин —* это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой — внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, — это не абстрактная безличная философия, но ЖИВОВ, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем. Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала» .
Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: «высокая, стройная, грациозная и величественная» . Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.
Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви» . «Какое-то восторженно-нежное чувство» молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной.
Герой подчеркивает, что, несмотря «а испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять псе произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью. Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.
Всеобщая «правда» не всегда является всеобщим добром. Очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки й помыслы являются основными нравственными ценностями.
Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь «не убий» . Герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия. Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться от веры в добро и справедливость.
Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен Святейшим синодом от церкви и назван «еретиком» , «служителем дьявола».
норм