К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет.
Он был глубоко убежден в том, что древневосточная классическая литература-необходимая для совершенствования поэтического мастерства учеба. "Я еду учиться, -писал он. -Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза".
Побывать в Персии поэту не удалось. Его "Персидские мотивы" написаны под впечатлением поездок на Кавказ в 1924-1925 годах, и для них характерны основные мотивы есенинского творчества. Главная из них - тема любви. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку.
В "Персидских мотивах" нет характерного для классического романтизма противопоставления идеала и действительности. Для поэта Восток - не романтический идеал чудесного, противопоставленный прозе российской жизни, и не источник глобальных раздумий о будущем. Персия Есенина - орнамент, в котором раскрывается внутренний мир самого поэта, его поиски смысла жизни: