Стихотворение написанно достаточно редким для русской классической традиции размером (разностопный хорей с женской и мужской перекрестной рифмой).
Стихотворение состоит из одного сложного предложения, в нем нет глаголов, а значит и нет действия, но произведение не выглядит статичным. Смена лирических картин дает ощущение движения:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье,
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение очень музыкально. Достигается это особым ритмом стихотворения, звукописью (аллитерацией): "серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной…", а также рядами однородных членов.
Переплетенность двух линий повествования носит разнообразный, но исключительно четкий характер: в первых двух катренах - кольцевые структуры, а в последнем четверостишии - структура линейная, последовательная. Более того, тематическое кольцо "природа", образуемое строками 2 - 6, обрамлено внешним тематическим кольцом "любовь" (строки 1 и 7 - и каждое из них, точно также как и оба вместе, - гармоничны в ритмическом отношении.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
4)по сходству образных ассоциаций