3).Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.
Печорин не может жить без бурь, он сам их создает.
Вера входит в роман как напоминание о "благотворных бурях" молодости Печорина и как жертва его странного характера. "Глубокие и спокойные глаза" Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на "бархатные глаза" еще не чем не волнуемой княжны.
Вера любит сильно и искренне.
"Глубокое отчаяние" и пылкость " вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что "никогда не делался рабом любимой женщины", с удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: "Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она- единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть".
Печорин признает и глубину натуры Веры: "…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… "
Вера видит не только их : "… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном".
А он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает.
Но если бы, забавляясь игрой с Мери, он попросту не думал о ее мученьях, не представлял себе, сколько страданий ей приносит, отгонял от себя мысль о ее душе - это было бы. полбеды. Но он прекрасно представляет себе, что происходит в сердце Мери, - и не только не гонит, но лелеет мысль о ее страданиях: "…она проведет ночь без сна и
будет плакать. Эта мысль доставляет мне необъятное наслаждение. Есть минуты,
когда я понима Вампира!.. "
Он должен был оставить Мери в покое, не вмешиваться, не танцевать с ней на бале, не добиваться приглашения в ее дом, не дразнить Грушницкого… Но он не может не вмешиваться! Он не умеет жалеть, не хочет щадить; на том основании, что ему плохо, он обрекает на страдания всех вокруг, - вот в чем его трагическая вина.
4).Вернер в повести представлен скорее свидетелем жизни, чем ее участником. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор-лишь сопровождение Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему.
Между Вернером и Печориным царит полное взаимопонимание. Печорин осознает, что "к дружбе не способен"; "из двух друзей всегда один раб другого". Злоязычный Вернер такого же мнения. И рассказ Вернера о том, что княжна увлечена Грушницким, радует обоих: из всего этого может получиться история, так как завязка уже есть, а потому Печорину не будет скучно среди "водяного общества".
Если Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность страданий этого "страдающего эгоиста", глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда, то в ситуации с Вернером с особой силой раскрывается вся та опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.