Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.) , один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX в. Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой
Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 г. и до возникновения готического искусства в XIII в. ; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именутся предроманским.
Термин «романское искусство» был введён в XIX в. историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля
В романскую эпоху на первый план выдвинулась монументальная скульптура, которая фактически не использовалась ни в каролингском, ни в оттоновском искусстве, даже при оформлении византийских храмов скульптура не играла никакой роли. После V в. свободно стоящая статуя оказалась совершенно невостребованной. Продолжал существовать рельеф, но только в качестве орнамента, да и глубина его оставалась весьма небольшой.
Сейчас трудно сказать, когда именно и откуда началось возрождение каменной скульптуры, но очевидно, что во многом это было связано с ростом религиозных настроений накануне Крестовых походов. Монументальные циклы, которые появились в храмах в X–XI вв. , обращались прежде всего к мирянам, простым людям. Грандиозные «проповеди в камне» были призваны поражать воображение верующих и устрашать их.
Постепенно скульптура стала главным средством декоративного оформления, без которого трудно представить себе собор в романском стиле. Порталы, тимпаны, капители колонн обязательно украшались каменными рельефами (в Центральной Европе использовался преимущественно песчаник, а в Италии — мрамор) , которые к тому же часто ярко раскрашивались. Впрочем, сейчас нам непросто судить, как выглядели раскрашенные скульптуры, так как до нашего времени не дошло ни одного памятника в таком виде.