Покаяние (по-гречески «метаноите» - «передумывание» , «осмысление» ) и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание) . «Предав себя» , Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «...я великая, великая грешница! » Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, её любовь к нему определило дальнейший путь главного героя к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: “А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь? ” В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу. И нашёл, не ошибся.
Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лёд на сердце Раскольникова, «волной хлынуло в его душу и разом размягчило её».
Эпизод смерти Катерины Ивановны поистине страшен. Почти не приходя в рассудок, покидает она этот мир. Только несколько раз возникает у нее желание покаяния («Иссосали мы тебя, Соня…» ) , чтобы тут же смениться темой нераскаявшейся, темной души («Что? Священника?. .Не надо… Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов!. .Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! . А не простит, так и не надо!.. » )
Мармеладов вынужден умирать страшной смертью: его терзают тяжкие муки, душа не находит успокоения, он чувствует свою вину перед семьёй. "Босенькая! Босенькая! " - бормочет он. В этих словах звучит отчаяние: Мармеладов понимает, что именно он виноват в бедственном положении семьи, но уже ничего не может сделать. Поэтому он повинуется крикам жены, с помощью которых она пытается скрыть внутреннее волнение. Она не желает простить мужа даже перед смертью, но такое её поведение объясняется полуобморочным состоянием Катерины Ивановны. Кроме того, она очень горда и не желает, чтобы её муж исповедовался в своих грехах перед бездушной толпой, она стремится сохранить его честь, не дать повода для сплетен. Катерина Ивановна, как и все, эгоистична: она не может отказать себе в удовольствии говорить с хозяйкой квартиры высокомерным тоном даже в такой трагичный момент. Но Катерина отличается от всех остальных силой характера, верой в религию: она вместе с детьми начинает молиться. Но она обращается к своему Богу, Это говорит о том, что она любит мужа, вера для неё - последняя надежда, и тлеющий огарок, освещающий всю сцену, - символ этой надежды.
Когда Мармеладов узнал СОНЕЧКУ и прокричал: "ПРОСТИ! ", то "сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь". Это говорит о безысходности его положения, невозможности что-либо сделать, чтобы искупить свою вину перед дочерью. Мармеладов умирает "в её руках", т. е. вся дальнейшая судьба его была в "руках" Сони, которая простила его и облегчила его будущие страдания, как делала это на земле.
http://bestreferat.ru/referat-17012.html
Николай (Миколка) — красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. «...Очень молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок, с тонкими, как бы сухими чертами лица» . Из раскольников. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать. Наивен и прост сердцем. Вместе с напарником Митрием подозревается в убийстве старухи. Врывается во время допроса Раскольникова Порфирием Петровичем и заявляет, что он «убивец» . Берет на себя преступление, потому что хочет принять страдание.
Сонечка Мармеладова, сам Мармеладов, Катерина Ивановна, убиенная Лиза, Миколка