Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка» , которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы – там разврат, зло» . Анатоль – олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Эта битва - сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек» . Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное – к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.
<a rel="nofollow" href="http://www.litra.ru/composition/get/coid/00500281214465469749/" target="_blank">http://www.litra.ru/composition/get/coid/00500281214465469749/</a>
если не умеете пользоваться интернетом - там есть все и обо всех, то читайте роман....