Де
Денис

Единство романтической личности лирического героя Лермонтова?

АД
Анна Давыдова

Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, «движется» , но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя. Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк.... Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.

Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке) , и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

...Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Во многих стихотворениях («Дума» , «И скучно и грустно....» ) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова — идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от близких и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей... .

Лучшее, что есть в человеке, — его чувства —«исчезают при слове рассудка» , рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое «я» к «заблудшему» поколению, тем самым сравнивая лирического героя с «плодом, до времени созрелым» . Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Мотив борьбы — важнейший мотив всей мировой романтической литературы — получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает искать и «просить» бури, потому что он «не ищет счастья» и «не от счастия бежит» . Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен.... » Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску:

...Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски.

Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой:

...Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяна... .

Тема веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек Богу в несовершенстве мира:

К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей? ..
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей! ..

ИП
Ирина Панина

Вах, как заверчено. Личность всегда цельная хоть в жизни, хоть в литературе.

Похожие вопросы
какие образы и мотивы поэмы демон а так же лирических стихотворений лермонтова на
Как в стихотворениях Лермонтова раскрывается отношение лирического героя к своей возлюбленной?
Какой стих Шевченка почитать. Что-нибудь лирическое романтическое
Образ лирического героя в silentium помогите
романтические стихи лермонтова
Как понимает свободу лирический герой лермонтова?
образы героев в стихе "зинка". образы лирических героев
лирический герой Лермонтова испытывает одиночество
Придумайте рифму.... не ту, что есть.... а нормальную лирическую, романтическую.. . ну может шутку:
Что объединяет героев лермонтова пушкина и тургенева?