Стихотворение «О дряни» - это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт» . Мещанин предстает перед нами как «та или иная мразь» , рассуждающая, «от самовара разморясь» , о низменных человеческих потребностях:
К празднику прибавка –
24 тыщи. Тариф. Эх,
и заведу я себе
Тихоокеанские галифища,
Чтоб из штанов выглядывать,
Как коралловый риф!
И об этом рассуждают люди, которые с первого дня советского рождения» должны бы были помогать утверждению коммунизма! Поэт беспощаден к тем, кто новый строй воспринимает лишь как время, к которому нужно, да и можно, приспособиться, получив от этого выгоду и признание в обществе. Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблемы с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды в постреволюционный период:
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем сегодня
Буду фигурять я
На балу в Реввоенсовете? !
Поэт с ненавистью относится к таким «типам» . Чтобы привлечь внимание людей к необходимости ликвидации такой «дряни» , он использует фантастичный образ Карла Маркса:
Маркс со стены смотрел, смотрел…
И вдруг
Да как заорет:
«…Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит! »
Для создания сатирического образа «мещанина» Маяковский использует целый арсенал изобразительно-выразительных средств. Прежде всего это обилие сниженной лексики: «мурло» , «зады» , «мразь» , «дрянь» , «заорет» , «головы… сверните» . Иронию поэта мы чувствуем и в метко употребленных словах с суффиксами субъективной оценки: «спаленки» , «галифища» , «потолочек» .
Неповторимый стиль Маяковскому удалось выработать, безусловно, и за счет неологизмов, употребление которых не стало для него самоцелью, а расценивалось как средство повышения выразительности стиха. Это и его бесподобное «фигурять» , и «оголтелая канареица» .
Стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Оно начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!! »
Возглас резко контрастирует с последующим повествованием «о дряни» , то есть о тех, кто героями совсем не назовешь. Уже в самом начале мы чувствуем сатирические нотки и нотки горечи в голосе поэта. Это своеобразный зачин стихотворения. Далее идет экспозиция, в которой Маяковский поясняет нам время и причины появления «обывательщины» в стране Советов. Развитие действия раскрывает во всей абсурдности и неприглядности образ мещанина и его жены – «товарища Нади» . Кульминационный момент проявляется в образе Карла Маркса, не выдержавшего бестолковых, праздных рассуждений этих мерзких людишек. Экспрессивная речь основоположника научного коммунизма является развязкой, содержащей призыв к борьбе с антикоммунистическими элементами.
Экспрессивность всего повествования достигается особым построением стиха. Поэт разбивает предложения не по логическим его частям, а выделяя те слова, на которых он хочет заострить внимание. Такие слова поодиночке составляют целую строку:
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Подводя итог всему сказанному, я хотел (а) бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силе его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране. Я думаю, что значение его творчества для России непреходяще. В нем он увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».