Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала.
Финал романа увенчивают "серые деревянные кресты» на сельском кладбище "в одном из отдалённых уголков России, где похоронен Базаров.
Так снимается конфликт поколений. И отцы, и дети, и все новые поколения людей под сенью креста идут одной дорогой к завершению земной судьбы и к жизни вечной. Устами Аркадия Тургенев говорит о нескончаемом круговороте неумирающей жизни: "сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое-сходно с самым весёлым и живым".
Перед лицом смерти ничего не значат ни возраст, ни красота, ни знатность, ни богатство, ни власть, ни политические пристрастия, ни прочая земная суета. Нигилист и его политический противник оказались равны и одинаково беззащитны: "И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет". Этот финальный мотив пушкинской поэмы "Цыганы", пренебрежительно отвергаемой Базаровым, как и всё остальное "художество", всё более явственно и трагически звучит в подтексте романа.
Духовная сторона жизни, с которой самонадеянно пытался вести внутреннюю борьбу "титан" Базаров, культивируя в себе непримиримую враждебность и даже ненависть к проявлениям духовности, одержала над ним верх.