Тургенев очень трогательно описывает встречу Базарова с родителями: "Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверное бы упала, если бы сын не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания".
Базаров, переживая отказ Одинцовой, пытается преодолеть в себе
романтика и с родителями ведет себя вроде бы по-прежнему: подшучивает
над старомодными привычками своего отца, иронизирует
над устарелыми медицинскими методами.
Они же, благоговеют перед ним.
Он - гордость и слава добрых, наивных старичков.Они без памяти любили сына, но не докучали ему излишней опекой и “не притесняли”. Они дали “Енюшеньке” полную свободу, и он сформировал себя как личность совершенно самостоятельно.
Но сейчас Евгений
не жаловал своих родителей.
Через отношения сына с родителями
Тургенев снова рассматривает конфликт поколений. Базаров выше
своих родителей по уровню знаний, и это дает ему право чувствовать
свое превосходство и своим максимализмом
создаёт пропасть в отношениях с родителями.
Тургенев штрихами описывает состояние Базарова. Ему нанесена
жестокая рана, и как бы ни храбрился, он уже не может вернуться на
свои прежние позиции, - быть самоуверенным и твердым.
Читатель
чувствует неловкость за Базарова перед родителями.
"Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и,
прикорнув на диване в ногах у сына, собирался поболтать с ним, но
Базаров тотчас отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно смотрел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да и к тому же он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений".
Рана нанесена глубокая, и Базарову не удается залечить ее до конца романа.