К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен.
1) Часть первая, глава 9:пейзаж в "сне Обломова".
Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей - психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Имение Обломова - это "благословенный уголок", "чудный край", затерянный в глубинке России. Природа там не поражает роскошью и вычурностью- она скромна и незатейлива.
Мир, покой, глубокая тишина лежат на полях, тихо и сонно в разбросанных неподалеку друг от друга деревеньках. В господском имении все погружаются в глубокий сон после разнообразного, обильного обеда. Жизнь течет лениво и неспешно.
И постепенно герой впитывает этот неспешный ритм жизни, ее лениво-размеренную атмосферу и становится он тем Обломовым, которого мы затем уже видим в Петербурге.
2.Часть вторая, глава 10:
чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
3) Часть третья, глава 12:
у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова.
Таким образом, пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.