Чехов. Рассказ "Враги".
Перечитала рассказ Чехова "Враги".
Напомню сюжет:
У доктора Кирилова умирает от дифтерита единственный сын. В тот же вечер к нему приезжает его сосед Абогин, и умоляет спасти жену, которую внезапно постиг сердечный приступ. Доктор не в состоянии ехать к пациентке, он всеми силами отказывается. Но Абогин, после долгих уговоров, все же везет доктора к себе. Там выясняется, что никакого сердечного приступа не было: жена разыграла болезнь, чтобы без помех сбежать из дому со своим любовником. Абогин сражен горем и обидой, он обращается за поддержкой и сочувствием к присутствующему доктору. Доктор же, в свою очередь, до глубины души оскорблен пренебрежительным отношением к его собственному горю. Разгорается ссора. Соседи расстаются кровными врагами.
Основная мысль рассказа выражена в абзаце:
Абогин и доктор стояли лицом к лицу и в гневе продолжали наносить друг другу незаслуженные оскорбления. Кажется, никогда в жизни, даже в бреду, они не сказали столько несправедливого, жестокого и нелепого. В обоих сильно сказался эгоизм несчастных. Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье, и даже там, где, казалось бы, люди должны быть связаны однородностью горя, проделывается гораздо больше несправедливостей и жестокостей, чем в среде сравнительно довольной.
и далее:
Всю дорогу доктор думал не о жене, не об Андрее, а об Абогине и людях, живших в доме, который он только что оставил. Мысли его были несправедливы и нечеловечно жестоки. Осудил он и Абогина, и его жену, и Папчинского, и всех, живущих в розовом полумраке и пахнущих духами, и всю дорогу ненавидел их и презирал до боли в сердце. И в уме его сложилось крепкое убеждение об этих людях.
Пройдет время, пройдет и горе Кирилова, но это убеждение, несправедливое, недостойное человеческого сердца, не пройдет и останется в уме доктора до самой могилы.
....И вот тут, собственно, вопрос:
Чехов что, и впрямь уравнивает смерть единственного ребенка с побегом неверной жены, называя горе однородным?
Почему убеждения человека, потерявшего свое дитя и тут же подвергшегося не просто непониманию, - а прямому издевательству, - почему эти убеждения Чехов называет несправедливыми и недостойными человеческого сердца?
...Что-то от меня ускользает, друзья мои.
Причём напрочь.
О чем вообще Чехов тут сказать-то хотел?