ИП
Ирина Панина

почему в комедии Гоголя ревизор благородное лицо был смех?

ИН
Ирина Никифорова

Н. В. Гоголь, отвечая на упреки критиков, что в пьесе "Ревизор" нет ни одного положительного лица, писал: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе; это честное, благородное лицо был - смех . И далее Гоголь выступает его защитником: "Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, -но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека" . Именно такой смех вызывает Гоголь своим "Ревизором" . В одном из писем к Жуковскому Гоголь признается, что его смех "вначале был добродушен", но, слыша, что "целиком сословия и классы общества" сердятся на него, Гоголь, наконец, задумался: "Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому» . Тут же Гоголь поясняет происхождение "Ревизора": "Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться» . Гоголь смеется над обитателями уездного города, над их пороками, над всем городом в целом и над самой сложившейся ситуацией. "Ревизор"- комедия характеров и комедия положений. Смешна не только сама ситуация, смешны и сами персонажи. Все действующие лица очень серьезно относятся к своему делу, но нам понятна пустота и никчемность их забот. Смешны и нелепые ситуации, когда городничий от волнения и спешки путает слова и несет полную околесицу, предлагая всем "взять в руки по улице" , а минуту спустя вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр. Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, "бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах". Бобчинский и Добчинский подходят одновременно к Анне Андреевне и сталкиваются лбами. Все это безумно смешно, но мы понимаем, что эти смешные картинки — только фон к основному сатирическому мотиву. Гоголь смеется над «несоответствием характеров людей и их положением в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением» . Чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и его жену с прекрасной партией для их дочери, в глаза льстят и восхищаются, а за глаза называют городничего свиньей. Известно, что Пушкин, слушая Гоголя, читающего "Мертвые души", много и искренне смеялся, но "начал становиться все сумрачнее, сумрачнее, и, наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: Боже мой, как грустна наша Россия". Так же воспринимается и "Ревизор". Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, осознать всю их зловредность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, "Ревизор" не мог не сыграть значительную роль в развитии общественного самосознания. Огромная обличительная сила, с которой Гоголем были раскрыты язвы общества, сделала "Ревизора" произведением большой идейной ценности. Облеченная в безукоризненную художественную форму, комедия стала одним из шедевров мировой драматургии, Происходящее в комедии выявляло истинное уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними, над их жизнью и жизнью всей России. «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! » — эти слова обращены прямо в хохочущий зрительный зал.

MM
Mod-108 Mod-108

А вы прочтите пьесу и все вопросы отпадут. Гоголь ничего не скрыл. Там все понятно. Мало того, что к уроку подготовитесь, еще и удовольствие от чтения пьесы получите,

ДК
Дима Курильский

Николай Гоголь, пытаясь объяснить содержание всего своего известного произведения «Ревизор», говорил о том, что есть в нем еще одно действующее лицо, кроме тех, которые были указаны в перечни действующих лиц. И им оказался смех, который играет немаловажную роль в гоголевской комедии. Автор сожалел о том, что никто из читателей совсем не замечает самого честного героя во всей его пьесе. И, по мнению писателя, смех — это самое благородное и самое честное действующее лицо его комедии, которое находится в произведении постоянно.

Известно, что очень близкий друг автора прекрасной и великолепной комедии «Ревизор» писал, что современная жизнь России такова, что она совсем не дает материал для написания такого произведения, особенно комедийного жанра. Но Николай Гоголь в этом с ним был совершенно не согласен, и он даже отвечал другу, что вот как раз в русской жизни повсюду кроется именно комедия. Но вот только, по мнению автора «Ревизора», мы живем среди всего этого, это наша жизнь, поэтому мы это рассматриваем слишком серьезно и не видим эту комедийность. Но вот стоит перенести эту нашу жизнь на сцену или же художник вдруг решит перенести нашу жизнь в искусство, то каждый сразу же начнет смеяться, причем сами над собой. И смех этот будет честным и искренним.

Николай Гоголь так строит свою комедию, что у него объектом сатиры становится та жизнь, которая окружает писателя, в которой живет и он. Но только автор сумел увидеть комическое и немного уродливое ее проявление. Стоит внимательнее отнестись и к самому гоголевскому сюжету, где уже заложено некое несоответствие, которое является как раз комедийным. Так, одного человека, который случайно, проездом, оказывается в небольшом провинциальном городке, принимают за того, кем он на самом деле никогда не был и не может быть никогда. Но сам писатель решает эту необычную ситуацию по — своему, по совершенно новому пути. Так, автор показывает, что сам Хлестаков, которого как раз и принимают за того, кем он не является, сам себя за кого — либо не выдает.

И вот поэтому, что Хлестаков не пытается быть тем, кем он на самом деле не является, сбивает с толку. Ведь оказывается, что его поступки и действия непреднамеренны, а чиновников и их начальника городничего всего лишь обмануло чистосердечие главного героя гоголевской комедии. А ведь сам автор говорит о городничем, что тот сам мошенник и легко мог обмануть любого мошенника. Все, что происходило в гоголевском уездном городке, показало смешное лицо человека, уродливость в людях, и вот это вызывает смех у читателя, который смеется над пороками этих героев. Но смех этот не совсем обычный — это смех сквозь слезы, с гневом, негодованием, горечью.

Николай Гоголь в своей комедийной пьесе высмеивает не конкретных людей, а его смех выявляет и показывает все пороки жизни в России, ее действительность. Поэтому в финале комедии автор бросает в зал зрителям фразу, где говорит о том, что смеется — то народ над собой. Когда автор комедийной пьесы показывает то, какие порядки заведены в уездном городке, то становится вроде бы смешно, но смех этот горьковатый. Итак, посмотрим на нравы гоголевского городка: в государственных учреждениях, в их приемных ходят важно и чинно обыкновенные гуси, причем уже не один, а целыми семействами и даже с гусятами, которыми они уже успели расплодиться. От самого заседателя идет такой сильный запах водки, что это не всякий человек может и выдержать-то.
Не отстает от городничего в этом и главный герой, который когда напился и уже осмелев, стал громко стучать по столу и также громко выкрикивать смешные реплики о том, что они право не имеют, и он сам немедленно отправиться к министру, чтобы ему пожаловаться. А когда Хлестаков уже и совсем погряз в своем вранье, то он успешно преуспевает в этом, так как очень легко, а самое главно

Похожие вопросы
какая пословица используется в комедии Н. В Гоголя Ревизора?
В каком году была написана комедия Гоголя "Ревизор"?
Пожалуйста напишите краткое содержание комедии Гоголя "Ревизор"
Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был «смех» . Как вы это понимаете?
Помогите с Комедией Гоголя "Ревизор". Сочинение на тему: "Почему смех печален и трагичен"
почему гоголь в произведении "ревизор" выбрал жанр "комедия"?
Уездный город и его обитатели в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"?
Н. В. Гоголь писал о комедии "Ревизор" : " В моей пьесе было одно честное, благородное лицо". Какое?
Комедия "Ревизор" Гоголь - охарактеризуйте Городничего.
Сочинение по комедии Гоголя "Ревизор".