В драме «На дне» Горький не забыл и о любовной интриге (Пепел-
Костылев- Василиса)
Любовный конфликт у Горького выступает как грань конфликта социального.
Костылев, пятидесяти четырех летний содержатель ночлежки, имеет двадцатишести летнюю жену Василису. Отношения его с Василисой драматичны. Не по любви вышла Василиса за Костылева, а по расчету, и он ее без конца попрекает нищетой («Нищая.. . свинья...») . Едва ли сам Костылев искренне любит супругу. Она изменяет ему с Васькой Пеплом. Василиса-злая, жестокая женщина, у нее «дьявольский характер» и она ведет за Пепла борьбу. Методы Василисиной борьбы весьма сомнительны.
Костылева ревнует Ваську к Наташе, своей сестре, бесправной, во всем от нее зависящей девушке. Обитатели ночлежки отзываются о Наташе положительно, а вот Василису не жалуют. Наташа полна достоинств, и потому Пепел неравнодушен к ней. Василису же он справедливо упрекает: «.. души в тебе нет, баба.. . в женщине-душа должна быть...» .
Васька искренен с Костылевой. Напрямую он говорит ей, что никогда не лежало у
него к ней сердце, что он жил с ней просто так, ради развлечения.
Ради Наташи Васька оставляет Василису. Этого не может вынести Василиса.
Она очень мстительная, и, охваченная этим чувством, не перестает мучить и зверски бить Наташу. Наташа, находясь в таких невыносимых условиях, готова идти за Пеплом хоть на край света. Отношения с Наташей обогащают Пепла, дают ему надежду на новую, совсем иную жизнь.
Василиса-корыстолюбивый человек. Она надеялась, что любовник поможет ей избавиться от мужа, после чего она станет единовластной хозяйкой ночлежки.
Любит ли Василиса Пепла по-настоящему? Думается, что нет. Разве стала бы она
тогда толкать его на преступление, обрекая тем самым себя на разлуку с возлюбленным? Стала бы толкать его на воровство и потом скупать у него краденое?
В последний миг Василиса надеется еще уговорить Пепла вступить с ней в сговор.
Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает Пеплу денежное вознаграждение. Васька хорошо понял сущность Костылевой. «Ей денег надо.. . и
воли надо.. . а воля ей-чтобы развратничать», -говорит он.
Пепел смог бы полюбить Василису, смог бы пойти ради ее счастья на что угодно, но
ее страсть к деньгам оттолкнула Ваську.
Василиса загоняет Пепла в окончательный тупик. Заступившись за Наташу, которую нещадно избивали и обварили кипятком Костылевы, Пепел в драке убивает хозяина ночлежки. «Васька убил. Я-видела!» -кричит Василиса и ядовито приговаривает:
«Что, Вася, мил друг? От судьбы не уйдешь. .»
Женская половина “дна” до конца пьесы будет сопровождаться лейтмотивом любви,
в разных её вариантах. Но именно любовный треугольник-Пепел, Наташа, Василиса-определит развязку пьесы, которая начинается как “картины”, а заканчивается как “драма”.
Значительно.