Искусство – 1) это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др. ; 2) духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
Эстетика (от греч. Aisthetikos – чувствительный) – учение об искусстве и художественном творчестве.
Эстетика изучает:
1) отношение искусства к действительности;
2) сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве;
3) законы развития искусства;
4) идейное содержание и художественные формы искусства.
16.1.2. Эстетическое и художественное.
Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетическое начало присутствует в деятельности учёного, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т. п. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности, искусство создаёт особую реальность – художественную, в которой эстетическое освоение мира отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности.
16.1.3. Что такое красота?
Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. «Красота» является важнейшей категорией культуры. Понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Противоположностью красоты является безобразное.
1) Прекрасное – воплощение Бога (Платон, Фома Аквинский, Гегель) .
2) Прекрасное – гармоническкя соразмерность.
Альберти: «Красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей… , такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже» .
3) Прекрасное есть источник чувственного наслаждения.
16.2. Сущность искусства.
16.2.1. Искусство как подражание, отражение природы (Платон, Аристотель) .
Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание подражанию.
Платон допускал существование искусства в идеальном государстве, подчиняя, однако, его социальные функции государству. Искусство должно служить укреплению могущества государства и развитию религии.
16.2.2. Искусство как самовыражение автора.
Руссо считал, что искусство не описание внешнего мира, а прежде всего выражение человеческих страстей и эмоций. Последователи Руссо в Германии Гердер (1744 – 1803) и поэт Гёте считали целью искусства изображение внутреннего мира человека.
16.2.3. Знаково – символическая концепция искусства рассматривает его как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов) .
16.3. Особенности искусства.
1) Чувственное восприятие окружающего мира.
Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём» .
2) Субъективность.
Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.
Художественный образ – 1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности; 2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника.
В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка» , опирающаяся на действительность, «домысел» , возникающий из логики реальной жизни, «догадка» , которая дополняет недостающее.