Проанализируйте стихотворение В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (1922) с использованием следующего тезисного плана.
1. Образная ёмкость и сатирическая заостренность неологизма, вынесенного в
заглавия и определяющего тематику стихотворения .
2. Трагикомизм содержания и его сюжетно-композиционное воплощение
(экспозиционное описание ежедневной чиновничьей суеты, «многоступенчатое»
мытарство героя в надежде на «аудиенцию» и его неудавшиеся антибюрократический
бунт, эпилог-морал) .
3. Функция анафоры (единоначатия) во вступительной части: картина
бюрократизированного быта, приобщенность каждого к ежедневному
«функционированию» под эгидой «глав-комполит-просвета»
4. Сатирические приемы воссоздания бюрократического действа как комедии
абсурда:
А) сочетание архаизмов («аудиенция» ) и революционного «новояза»
(«губкооператив») ;
Б) гиперболизация пространства («исколесишь сто лестниц») ;
В) метафорические обороты («обдают дождем дела бумажные…») ;
Г) алогизм («объединение Тео (театральный отдел) и Гукона» (главное управление
коннозаводства ));
Д) ироническое формообразование («заседание а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома» ) ;
Е) гротеск («И вижу: / сидят людей половины…») ;
Ж) обобщенность персоналий (« товарищ Иван Ваныч») ;
З) реализация разговорно-экспрессивной формулы «разрываться на части» .
5. Характер лирического героя, его эволюция в ходе развития сюжета: безымянной
проситель - возмущенный поборник справедливости - усталый философ (« О хотя бы
/ еще/ одно заседание / относительно искоренения всех заседаний!») .
6. «Прозаседавшиеся» - сатирические памфлет на злобу дням» (отзыв В. И. Ленина
об «идейной» стороне стихотворения) и одновременно обобщенной портрет
«бюрократиады» как устойчивой принадлежности сменяющих друг друга общественных
систем.