По жанру «Последняя любовь» — элегия (песня грустного содержания) . Возвышенную интонацию произведению придает частица «О» , как будто обрамляющая текст стихотворения («О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней...» , «О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность» . Музыкальность произведению придают также многочисленные повторы («Сияй, сияй, прощальный свет...» , «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье») . Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы. Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь, усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихотворения становится мотив света, представленный следующими образцами: «прощальный свет» , «заря вечерняя» , «сиянье») . Во второй строфе оппозиция «тень» — «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день» . На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь».