Уверенность в спасении через веру. Отсутствие аскетических экзерсисов, признание их излишними. Не зависимость верующего от культа и церкви, отсутствие субординации между духовенством и мирянами. Строгость, простота, малая длительность и красота богослужения с акцентом на проповедь, чтение священного писания и наслаждение эстетикой текста и музыкального сопровождения.
До смерти живы будем...
Реформация, инициаторами которой были такие деятели, как Лютер, Кальвин и Цвингли, привела к образованию новой системы взглядов на религию — протестантизму. Главным наследием Лютера, оставленным протестантизму, было его основное учение об оправдании верой. Каждое из княжеств Германии присоединилось либо к протестантской, либо к католической вере. Протестантизм получил распространение и всеобщую поддержку в Скандинавии, Швейцарии, Англии и Нидерландах. Сегодня он насчитывает сотни миллионов последователей.
Многие из тех, кто не разделяет взглядов Лютера полностью, все же высоко его ценят. В Германской Демократической Республике, на территории которой находились Эйслебен, Эрфурт, Виттенберг и Вартбург, в 1983 году прошло празднование 500-летия со дня рождения Лютера. Это социалистическое государство признало его выдающейся личностью в истории и культуре Германии. В 1980-х годах даже католический теолог, подводя итог влиянию Лютера, сказал: «Никто из пришедших после Лютера не может с ним сравниться». Профессор Аланд написал: «Каждый год появляется по меньшей мере 500 новых публикаций о Мартине Лютере и Реформации, почти на всех основных языках мира».
Мартин Лютер отличался острым умом, необыкновенной памятью, мастерским владением словом и неиссякаемым трудолюбием. Но также он был раздражительным и язвительным и очень резко реагировал на то, что считал лицемерием. Когда Лютер лежал на смертном одре в Эйслебене в феврале 1546 года, друзья спросили его, остался ли он верным тем взглядам, которым он учил других. «Да»,— ответил он. Лютер умер, но многие все еще следуют его учениям.
да не было никаких особенных идей у сына крестьянина, упрямца и тугодума Мартина. Разве что, что работать не грех и пользоваться плодами труда тоже